ЛЕКЦИЯ № 21
Активная иммунизация (вакцинация) является наиболее надежным и проверенным средством снижения инфекционной заболеваемости.
Плановая вакцинация, проведенная во всем мире, привела в свое время к ликвидации такой опасной инфекции, как натуральная оспа.
В 1974 году ВОЗ утвердила «Расширенную программу иммунизации», которая предусматривала проведение массовых прививок во всех странах мирового сообщества против шести основных инфекционных болезней: туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори.
Существует несколько видов иммунитета:
1.Естественный врожденный (видовой) иммунитет - генетически обусловленный.
2.Приобретенный (активный) иммунитет - вырабатывается в течение индивидуальной жизни в результате перенесенного заболевания (постинфекционный) или вакцинопрофилактики (поствакцинальный).
3.Пассивный иммунитет - после введения сывороток, иммуноглобулинов, а также трансплацентарно (антитела от матери переходят через плаценту к плоду).
Вакцинопрофилактика предусматривает возникновение иммунного ответа на вводимый антиген. В ответ на введение определенной вакцины вырабатывается иммунитет только против данного вида возбудителя.
При активной иммунизации в качестве иммунизирующего агента используют микроорганизмы, их части или модифицированный продукт, сохранивший антигенную структуру, но лишенный вредных токсических свойств (например, анатоксин).
Результатом активной иммунизации является создание антитоксичного или нейтрализующего эффекта в организме.
Иммунитет может быть нарушен в силу различных причин, и тогда говорят об иммунологической недостаточности или иммунодефиците (первичный и вторичный).
Детям, страдающим иммунологической недостаточностью противопоказаны прививки живыми вакцинами.
Основные принципы проведения вакцинопрофилактики:
1.Вакцинация проводится в профилактических целях;
2.Необходимо повторное введение вакцин - ревакцинация, для создания прочного иммунитета.
3.Требуется соблюдение определенных интервалов между введениями вакцин.
4.Эффективность иммунизации во многом зависит от качества препарата, правильности его хранения и способа применения.
Для проведения активной иммунизации используются различные виды биологических препаратов:
1. Бактерийные вакцины, состоящие из цельных убитых микроорганизмов (коклюшная, брюшнотифозная, холерная).
2.Инактивированные вирусные вакцины (гриппозная, полиомие-литная вакцина Солка).
3.Вакцины из живых аттенуированных вирусов (коревая, паротит-ная, гриппозная, полиомиелитная).
4.Химические вакцины, состоящие из фракций убитых микроорганизмов (брюшнотифозно-паратифозная вакцина).
5.Ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких моновакцин (АКДС, паротитно-коревая, краснушно-паротитно-коревая вакцины).
6.Генно-инженерные, рекомбинантные, синтезированные вакцины, созданные при использовании новейших иммунологических и биологических технологий (гепатитные, гриппозные вакцины).
7.Вакцины, содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы, которые при введении человеку вызывают ослабленную инфекцию, защищая от тяжелых форм заболеваний (оспенная вакцина состоит из вирусов коровьей оспы, а вакцина БЦЖ -из микобактерий бычьего типа).
8.Анатоксины, содержащие инактивированный токсин, вырабатываемый микробом, возбудителем данного заболевания (дифтерийный, столбнячный анатоксины).
В соответствии с инструктивными документами для каждой вакцины имеется свой предпочтительный способ применения:
♦внутримышечный способ - для АКДС, АДС, АДС-М, рекомби-нантной вакцины против гепатита В, антирабической, менинго-кокковой В;
♦ подкожный способ - для брюшнотифозной, коревой, краснушной живой, лептоспирозной, паротитной, холерной вакцин;
♦внутрикожный способ - для туберкулезной вакцины;
♦накожный способ - для чумной, туляремийной, сибиреязвенной, бруцеллезной вакцин;
♦пероральный способ (через рот) - для полиомиелитной, холерной вакцин;
♦интраназальный способ - для гриппозной вакцины.
Согласно отечественным рекомендациям, основным местом для введения вакцины при внутримышечной инъекции считается верхний наружный квадрант ягодичной мышцы, реже - передненаружная область бедра.
Для проведения вакцинации необходимо соблюдать все меры профилактики инфекционной безопасности, использовать только одноразовые шприцы и иглы.
Возможные осложнения при выполнении инъекций:
1.При внутримышечном введении вакцин из-за нарушения правил асептики и техники выполнения могут развиться бактериальные абсцессы, гематомы, периоститы, тканевые некрозы, повреждения седалищного нерва, суставной капсулы, возможен облом иглы и др.
2.При подкожных, внутрикожных и накожных введениях, осложнения, в основном, связаны с нарушением техники введения. Например, нарушение техники внутрикожного введения вакцины БЦЖ приводит к возникновению холодных абсцессов, а ошибочное подкожное введение этой вакцины может закончиться образованием специфической туберкулезной гранулемы или некроза.
3.Часто у детей школьного возраста при проведении инъекций возникают обмороки, поэтому введение вакцин рекомендуется производить в положении лежа или сидя.
После введения вакцины необходимо осуществлять наблюдение за ребенком в течение 30 минут (для своевременного оказания неотложной помощи при развитии анафилактической реакции).
Механизм вакцинального процесса:
Вакцинальный процесс - это комплекс патофизиологических процессов, направленных на сохранение постоянства внутренней среды.
Вакцинальный процесс включает:
♦ антителообразование;
♦ адаптационные (скрытые) и поствакцинальные реакции;
♦ поствакцинальные осложнения.
Поствакцинальные осложнения — это патологические явления, возникающие после вакцинации и не свойственные обычному вакцинальному процессу, но причинная связь их с прививками очевидна.
Патологию, возникающую в поствакцинальном периоде, принято делить на 3 группы:
1Поствакцинальные необычные реакции и осложнения, вызванные самой вакциной - «истинные» осложнения.
2.Присоединение интеркуррентной инфекции в поствакцинальном периоде и осложнения, связанные с течением инфекционного и вакцинального процессов.
3.Обострение хронических и первичные проявления латентных заболеваний.
Профилактика поствакцинальных осложнений:
1. Проводить тщательный отбор детей на вакцинацию, досконально изучив анамнез ребенка и семьи.
2.Внимательно оценивать состояние ребенка (в день прививки он должен быть здоровым).
3.Учитывать эпидемиологическую обстановку (наличие инфекционных заболеваний в окружении ребенка).
4.Направлять на консультацию и обследование к иммунологу детей с выявленными противопоказаниями.
5.Соблюдать правила и технику проведения прививок.
6.Наблюдать за привитыми детьми в поствакцинальном периоде.
7.Детей часто болеющих ОРВИ рекомендуется прививать в теплое время года.
8.Рекомендуется проводить прививки в утренние часы (с учетом суточных биоритмов).