Рекомендации по отдельным заданиям

Задание 24

При проверке ответа на задание 24 следует последовательно проверить, насколько выполнены следующие четыре действия:

1) указано, что выведет программа при конкретной входной последовательности;

2) указан пример последовательности, при которой программа работает правильно;

3) исправлена первая ошибка;

4) исправлена вторая ошибка.

ВНИМАНИЕ! Экзаменуемому достаточно указать один пример таких входных данных. Указывать полное описание всех таких данных не требуется. Описания, приведенные в критериях по оцениванию (см. «Замечания для проверяющего»), предназначены только для проверяющего. Если при выполнении второго задания экзаменуемый указал несколько вариантов входных данных, то задание считается выполненным, если для ВСЕХ указанных входных данных программа дает нужный результат.

 

При проверке каждого из заданий на исправление ошибок (третье и четвертое действия) следует убедиться, что:

а) каждое внесенное исправление затрагивает только одну строку в программе;

б) указан такой новый вариант строки, что при исправлении другой ошибки получается правильная программа.

 

Каждое из этих действий оценивается отдельно. Обратите внимание: исправления, указанные экзаменуемым, могут отличаться от приведенных в критериях, но тем не менее быть верными.

 

Ситуации, сложные для оценивания

Типичная проблемная ситуация

Решение

1 Участником экзамена указаны в качестве ошибочных верные строки, содержащие, по его мнению, синтаксические ошибки или неверный тип переменных

Констатируется, что верная строка указана учащимся как ошибочная, и этот факт учитывается при оценивании по критериям

2 При выполнении первого и/или второго элемента задания экзаменуемый привел несколько числовых ответов, часть из которых верна, а часть нет

Соответствующий пункт задания признается выполненным неверно

3 В исправленной строке допущены синтаксические ошибки, не искажающие замысла автора

Соответствующий пункт задания признается выполненным верно

4 Строка с ошибкой не выписана, как требуется в задании, а указана иным образом, например номером

Если способ, которым обучающийся указал строку, позволяет ее однозначно идентифицировать, приравниваем эту ситуацию к выписыванию строки.

5

Обучающийся заново переписал текст программы или ее фрагменты из нескольких строк, внеся исправления

Если исправления касались только строк с ошибками, засчитываем этот элемент как выполненный. В противном случае считаем, что элемент не выполнен  
6

Обучающийся сумел верно исправить ошибку альтернативным образом, изменив одну или две строки, но не те, которые указаны в критериях оценивания.

Соответствующий пункт задания признается выполненным верно.  
         

 

Задание 25

1. Определите, на каком языке записан алгоритм в проверяемой работе, и при необходимости наведите справки (у эксперта-консультанта или с использованием рабочего места с выходом в интернет) о синтаксисе избранного экзаменуемым языка программирования.

2. Сравните описание алгоритма с имеющимися образцами и в случае совпадения оцените его в соответствии с рекомендациями.

3. Если описание алгоритма не совпадает с образцами, а ошибки в описании алгоритма с первого взгляда не видны, осуществите формальное исполнение алгоритма с тестовыми примерами исходных данных. Длину тестового массива следует сократить до четырех–шести элементов. При составлении тестов необходимо особенно тщательно проверять «критические» случаи, например когда элементы массива одинаковы или изначально упорядочены. Оцените правильность полученных результатов.

4. Обратите внимание на правильность инициализации переменных. Учтите, что приведенное в решении значение может не быть единственно возможным.

5. Обязательно проверьте, присутствует ли вывод ответа.

6. Отдельно проверьте, обрабатывается ли случай, что искомого числа (группы чисел)
в данном массиве может и не быть (если иное не указано в условии задачи).

7. При оценке алгоритма отметьте все ошибки, упомянутые в критериях оценивания.
В случае, если таких ошибок две или более, сразу снижайте оценку до 0 баллов.

8. Не допускайте произвольного ужесточения критериев оценивания. Не вводите дополнительных ограничений. Не оценивайте синтаксические ошибки, «стиль» программирования, аккуратность записи, наличие комментариев и прочие важные, но не проверяемые данной задачей элементы.

9.  Не забывайте, что эффективность алгоритмов в данной задаче не оценивается, поэтому не следует снижать оценку за решение, в котором, например, для поиска максимума используется сортировка.

 



Ситуации, сложные для оценивания

 

Типичная проблемная ситуация Решение
1 Отсутствует в явном виде инициализация счетчика или сумматора найденных элементов (пар, троек и т.д.) массива. При этом могут быть комментарии, указывающие на возможность автоматической инициализации счетчика нулевым значением. В соответствии с критериями оценивания отсутствие инициализации в тексте программы считается ошибкой.
2 Вместо того, чтобы написать фрагмент программы соответствующий многоточию в условию, обучающийся пишет программу целиком. В случае верной программы оценка не снижается. При наличии алгоритмических ошибок (в том числе допущенных при переписывании части программы из условия) оценка снижается в соответствии с критериями оценивания.
3 Формат вывода результата несколько отличается от предписанного в задании, например, добавляется слово «ответ:»; вместо печати результата «в строчку» он печатается «в столбик» или наоборот. Оценка не снижается
4 Печатается верный ответ, но значения элементов массива в памяти не изменяются. Оценка снижается в соответствии с критериями оценивания.

Задание 26

1. При описании выигрышной стратегии для определенной позиции может быть указан один из возможных выигрывающих ходов, но не указаны другие возможные выигрывающие ходы. Это не является ошибкой.

2. Обозначения на рисунке могут отличаться от использованных в примере решения, например, не обязательно использовать пунктирные линии или указывать, чей ход, над дугами графа.

3. При выполнении задания 3 в построенном дереве должны содержаться возможные при реализации выигрывающим игроком своей выигрышной стратегии позиции, и только они. Так, например, полное дерево игры не является верным ответом на задание 3. Если построено полное дерево игры, но все соответствующие лишним позициям поддеревья зачеркнуты, это допустимо.

4. В случае, когда поддеревья дерева игры, начиная с некоторой позиции, идентичны, допускается приводить в ответе только одно из совпадающих поддеревьев, соединяя его дугами со всеми такими позициями. При этом граф игры с формальной точки зрения перестает быть деревом, но в данной ситуации оценку снижать не следует.


Пример:

Поддеревья позиций 23 идентичны, поэтому экзаменуемый может заменить их на одно, как показано на рисунке ниже, без снижения оценки за ответ.

 

 


Задание 27

Рекомендуем выполнять проверку программы в следующей последовательности.

1. Определите язык программирования, на котором написана программа. Программы, написанные на языках программирования, отличных от Паскаля, Алгоритмического языка, Бейсика, Питона и С/C++,  тоже должны быть оценены. При необходимости эксперт может воспользоваться справочной литературой, а также обратиться к консультанту или председателю предметной комиссии. Подсчитайте количество таких синтаксических ошибок в программе, которые не мешают понять ее логику. Систематически встречающаяся ошибка считается за одну. Так, например, если вместо круглых скобок ученик в записи условий использовал везде квадратные, то это считается за одну ошибку.

2. Рассмотрите реализацию алгоритма и определите, верна ли она в целом. Если верна, определите, есть ли в ней легко диагностируемые и исправляемые алгоритмические ошибки (см. критерии для выставления 3 баллов). Определите количество таких алгоритмических ошибок (если они есть).

3. Если ошибок мало, то оцените эффективность предложенного решения по времени выполнения и использованию памяти. Далее руководствуйтесь указаниями по оцениванию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: