План занятия
Повторите морфологические признаки имени прилагательного.
вопрос | Какой? Чей? Каков? (для краткой формы) | ||||
Морфологические признаки (постоянные) | |||||
Разряды прилагательных по значению | |||||
Качественные | Относительные | Притяжательные | |||
- Имеют формы степеней сравнения - (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)
- Имеют краткую форму - (красив, красива, красиво, красивы)
- Сочетаются со словом «очень»
| - обозначают признак по отношению к:
- материалу (серебряное кольцо – из серебра)
- месту (городской, сельский)
- времени (осенний, утренний)
- действию (плавательный, точильный)
- не имеют формы степеней сравнения, не имеют краткой формы и не сочетаются со словом «очень» | (чей? чья? чье? чьи?) - обозначают принадлежность кому-либо (папин пиджак, лисья нора) | |||
Морфологические признаки (непостоянные) | |||||
полное | краткое |
|
| ||
Каков? | Какой? | ||||
Степени сравнения | |||||
сравнительная
| |||||
простая | составная | ||||
Суффиксы –ее/-ей,-е, -ше Добрее, смелей, шире | Более/менее добрый | ||||
превосходная | |||||
простая | составная | ||||
Суффиксы –ейш-, -айш- Добрейший Прист. наи- наидобрейший | Самый добрый
Добрее всех/всего | ||||
Род | |||||
Число | |||||
Падеж | |||||
Синтаксическая роль (определение, сказуемое) | |||||
Выполните морфологический разбор имени прилагательного из предложения ниже.
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)
3. Выполните упражнение:
1) Образуйте, если возможно, простую и составную формы сравнительной степени данных прилагательных:
слабый_____________________
гибкий_____________________
плохой_____________________
тонкий______________________
пустой______________________
дешёвый__________________
4. Вспомните правила правописания сложных прилагательных (материал на следующей странице), и выполните тест по ссылке:
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test476.xml
Скриншот результата сохраните и пришлите вместе с выполненным заданием.
5. Вспомните правила правописания
Правописание сложных прилагательных | ||||||||
| ||||||||
Определи, как образовано прилагательное | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
от существительных при помощи суффикса | первая часть – числительное в р.п. | путем слияния | путем сложения | |||||
прилагательные пишутся так же, как и существительные | от слов, связанных подчинительной связью | от слов, связанных сочинительной связью | ||||||
слитно | с дефисом | пиши слитно | слитно | слитно | с дефисом | |||
пароходный (от пароход) | северо-западный (от северо-запад)
| трехсотшестидесятилетний (дуб) | вечнозеленый | железнодорожный (железная дорога) | выпукло-вогнутые (выпуклые И вогнутые) | |||
железобетонный (от железобетон) | восьмидесятикилометровый (путь) | долгоиграющий | белоснежный (белый снег) | шахматно-шашечный русско-английский | ||||
полуторамесячный (ребенок) | высокохудожественный | южноафриканские животные | ||||||
двухсполовинный | первая часть таких слов - наречия | НО | обозначающие оттенок цвета | |||||
| быстро, вечно, густо, высоко, выше, гладко, глубоко, дорого, коротко, легко, много | географические названия | бледно-розовый синевато-серый снежно-белый | |||||
| Южно-Африканская республика, Северо-Казахстанская область | качество с дополнительным оттенком | ||||||
| горько-соленый | |||||||
| кисло-сладкий | |||||||
Урок 2
Тема урока: Имя числительное как часть речи. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
План занятия