План занятия
Повторите морфологические признаки имени прилагательного.
| вопрос | Какой? Чей? Каков? (для краткой формы) | ||||
| Морфологические признаки (постоянные) | |||||
| Разряды прилагательных по значению | |||||
| Качественные | Относительные | Притяжательные | |||
| - Имеют формы степеней сравнения - (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)
- Имеют краткую форму - (красив, красива, красиво, красивы)
- Сочетаются со словом «очень»
| - обозначают признак по отношению к:
- материалу (серебряное кольцо – из серебра)
- месту (городской, сельский)
- времени (осенний, утренний)
- действию (плавательный, точильный)
- не имеют формы степеней сравнения, не имеют краткой формы и не сочетаются со словом «очень» | (чей? чья? чье? чьи?) - обозначают принадлежность кому-либо (папин пиджак, лисья нора) | |||
| Морфологические признаки (непостоянные) | |||||
| полное | краткое |
|
| ||
| Каков? | Какой? | ||||
| Степени сравнения | |||||
| сравнительная | |||||
| простая | составная | ||||
| Суффиксы –ее/-ей,-е, -ше Добрее, смелей, шире | Более/менее добрый | ||||
| превосходная | |||||
| простая | составная | ||||
| Суффиксы –ейш-, -айш- Добрейший Прист. наи- наидобрейший | Самый добрый
Добрее всех/всего | ||||
| Род | |||||
| Число | |||||
| Падеж | |||||
| Синтаксическая роль (определение, сказуемое) | |||||
Выполните морфологический разбор имени прилагательного из предложения ниже.
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)
3. Выполните упражнение:
1) Образуйте, если возможно, простую и составную формы сравнительной степени данных прилагательных:
слабый_____________________
гибкий_____________________
плохой_____________________
тонкий______________________
пустой______________________
дешёвый__________________
4. Вспомните правила правописания сложных прилагательных (материал на следующей странице), и выполните тест по ссылке:
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test476.xml
Скриншот результата сохраните и пришлите вместе с выполненным заданием.
5. Вспомните правила правописания
| Правописание сложных прилагательных | ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| от существительных при помощи суффикса | первая часть – числительное
в р.п.
| путем слияния
|
| |||
|
| от слов, связанных подчинительной связью | от слов, связанных сочинительной связью | ||||
| слитно | с дефисом | пиши слитно | слитно | слитно | с дефисом | |
| пароходный (от пароход) | северо-западный (от северо-запад) | трехсотшестидесятилетний (дуб) | вечнозеленый | железнодорожный (железная дорога) | выпукло-вогнутые (выпуклые И вогнутые) | |
| железобетонный (от железобетон) | восьмидесятикилометровый (путь) | долгоиграющий | белоснежный (белый снег) | шахматно-шашечный русско-английский | ||
| полуторамесячный (ребенок) | высокохудожественный | южноафриканские животные | ||||
| двухсполовинный | первая часть таких слов - наречия | НО | обозначающие оттенок цвета | |||
|
| быстро, вечно, густо, высоко, выше, гладко, глубоко, дорого, коротко, легко, много | географические названия | бледно-розовый синевато-серый снежно-белый | |||
|
| Южно-Африканская республика, Северо-Казахстанская область | качество с дополнительным оттенком | ||||
|
| горько-соленый | |||||
|
| кисло-сладкий | |||||
Урок 2
Тема урока: Имя числительное как часть речи. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
План занятия
Определи, как образовано прилагательное
первая часть – числительное
в р.п.
путем слияния
путем сложения
прилагательные пишутся так же, как и существительные





