Устройство загробного мира

Мир мертвых и мир живых наделялись в на­родном сознании постоянными признаками. Это не просто два разных мира — они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, день и ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. В мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, восто­ком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Напротив, мир мертвых обычно связан с левой стороной и помещается на западе или севере — там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых — это мир света и солнца, загробный — связан с ночью и темнотой.

Мир живых — это мир упорядоченный и цик­личный. В нем есть время и календарь, который делит жизнь на равные, повторяющиеся отрез­ки: секунды, минуты, часы, сутки, года, века. В потустороннем мире нет ни времени, ни ка­лендаря, ни света, ни жизни. В ином мире стоит полная тишина: там не слышно лая собак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов.

В языческие времена у восточных славян не было представлений о делении загробного мира на рай, где обитают души праведных, и ад, где находятся души грешных людей. Образы рая и ада сложились в более позднюю эпоху под влия­нием христианства. Вместо них в древних пове­рьях наших предков существовал ирий (вырий, вырей) — мифическая страна, находящаяся под землей или за теплым морем, где-то на западе или юго-западе земли. Это место, куда улетают души умерших. Первое упоминание об ирии со­держится в «Поучении» Владимира Мономаха: «И сему мы удивляемся, как птицы небесные из ирья идут».

Путь туда лежит через воду, в частности через омут, водоворот. Согласно древнерусским верова­ниям, осенью в ирий улетают птицы, насекомые и уползают змеи, а весной возвращаются оттуда. Птицы и змеи в языческих поверьях являлись обычным воплощением душ умерших. Поэтому ирий был связан с мотивом зимовки там птиц и змей. Восточные славяне считали, что на зиму ласточки и другие мелкие птицы прячутся в колодцы, омуты или водовороты. У белорусов сохранилось верование, что птицы осенью сби­ваются в большой шар и опускаются в море. Это согласуется с представлениями о том, что ирий находится в воде, в море, что там существуют теплые колодцы и овраги. Связь загробного мира с водой и водоворотом подтверждается первона­чальным значением слов ирий, ирей, вырей. Со­гласно этой версии, русское вырей, украинское вирей, белорусское вырай восходят к древ­нему индоевропейскому корню, обозначающему водоем или море.

Еще в начале XX века крестьяне верили, что змеи уползают в ирий в праздник Воздвижения (27 сентября), когда «осень сдвигается на зиму». Змеиный ирий располагается в лесу под землей и представляет собой большую яму. Поэтому в этот день боялись ходить в лес, чтобы не попасть вместе со змеями в место их зимовки, где они находят­ся, свернувшись в большой клубок. В быличках рассказывается, как человек по неосторожности пошел в лес на Воздвижение, провалился под землю и попал в яму к змеям. Всю зиму он вынужден был сидеть под землей вместе со змеями и вышел оттуда только следующей весной. Такие расска­зы содержат отголоски древних представлений о загробном мире.

Христианские представления о рае и аде поч­ти полностью вытеснили из восточнославянской традиции ранний образ ирия как царства мерт­вых. Они сложились не только под воздействием канонического христианства, но и под влиянием апокрифических книг, появившихся вместе с ним. Поэтому образы рая и ада в народной традиции далеко не во всем соответствуют православному учению о потустороннем мире. Как же их опи­сывали наши предки?

По одним поверьям, «тот» свет находится на краю земли и отделяется от мира живых людей неприступными горами, глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно более поздним, поверьям, рай находится на небе или на высо­кой горе, а ад — под землей. Рай располагается у небесного родника, он окружен забором, где имеются ворота. Стражем райских врат считали святителя Николая, у которого находятся ключи от неба. Лезть туда нужно по крутой и неприступ­ной стеклянной (или хрустальной) горе, гладкой, как яйцо. Проще это бывает сделать тому, кто при жизни не выбрасывал остриженные ногти, а складывал в специальный мешочек. После смер­ти сохраненные ногти срастутся на пальцах, и человек без особого труда сможет забраться на вершину горы и войти в загробный мир. Тот же, кто при жизни разбрасывал остриженные ног­ти, не сможет этого сделать и будет вынужден вернуться на землю, чтобы разыскивать обрезки ногтей.

В народных поверьях рай описывается как прекрасный сад с плодовыми деревьями или как большой и красивый дом. Праведные души сидят за столами, покрытыми белыми скатертями и уставленными различными яствами и напитками. Души едят, а еды не уменьшается, пьют, а напит­ков не убавляется. Впрочем, часто полагали, что они едят и пьют лишь пар, исходящий от еды и питья. Восточные славяне верили, что количес­тво еды и одежды, которыми обладает душа в загробном мире, прямо зависит от милосердия человека при его жизни. На «том» свете он бу­дет носить ту одежду, которую на земле раздал бедным. А питаться его душа будет тем, что он подавал в виде милостыни. Если его милостыня была щедрой и обильной, то в загробном мире его стол будет уставлен едой. Если же при жизни человек скупился и мало подавал нищим, то на его столе будут лишь сухие корки. Милостыня, поданная при жизни, может облегчить посмерт­ную участь даже очень грешного человека.

Ад в представлениях наших предков состоял из страшных картин. Души грешников обрече­ны на мучения в аду. Он находится на западной стороне земли, в бездонной пропасти, где горит неугасимый огонь. Однако живые могут отмо­лить человека, которому уготовано место в аду. Особенно сильными считались молитвы матерей за своих детей.

С загробным миром и адом связан образ змеи. Мифологический змей охраняет вход в загробный мир. На древнерусских иконах ад изображен в виде раскрытой пасти огромного извивающего­ся змея, который ведет от Божьего престола в преисподнюю. Души грешников в аду питаются пеплом. Мучения, которым подвергается греш­ная душа, зависят от того греха, за который она осуждена. Кто при жизни наушничал, в аду ока­зывается подвешенным за язык. Кто продавал разбавленное молоко, вынужден отделять молоко от воды. Тем, кто играл в карты, черти вбивают в ладони иглы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: