Мифические люди и народы

Восточные славяне верили, что кроме обычных людей в давние времена землю населяли разные фантастические люди и народы: великаны, лю­доеды, морские люди, люди с песьими головами. Все эти сказания были заимствованы из книг XIII—XVII веков, привезенных на Русь из Визан­тии и Европы, и пришли в культуру восточных славян вместе со многими апокрифическими ска­заниями. Эти книги содержали пересказы сочи­нений античных писателей об устройстве земли и живущих на ней народах. Наиболее известными из них являются «Александрия» — легендарные сказания о жизни Александра Македонского, а также «Козмография» — книга, в легендарной форме повествующая о географии земли и насе­ляющих ее народах.

Больше всего легенд было известно о велика­нах — первых людях на земле, которые насыпали высокие курганы и строили огромные оборони­тельные валы. Эти люди были такими высокими, что лес для них был как трава для современных людей. Великаны могли передавать друг другу различные предметы через горы. Они даже ради забавы могли перебрасывать друг другу топоры и свои боевые палицы с одной горы на другую. Но великаны прогневали Бога неправедной жиз­нью. И Бог истребил их, устроив потоп. А после потопа возникли современные люди. До сих пор некоторые древние курганы в народе считают могилами великанов и рассказывают легенды о найденных там огромных костях.

В легенде была и другая версия. Современные люди «зародились», когда на свете еще жили ве­ликаны. Однажды великан увидел людей, па­хавших землю на волах. Он положил их себе на ладонь и понес показать отцу: «Смотри, отец, каких я нашел червячков!» Отец взглянул и ска­зал: «Нет, сынок, это не червячки — это такие люди после нас будут». В легенде добавляется, что когда переведется род современных людей (то есть после Страшного суда), то появятся та­кие маленькие люди, что они смогут молотить зерно в печах, в избах, причем в каждой печи будет помещаться по двенадцать работников. Иногда великанов путали с воинственными ино­земцами. В частности, украинцы представляли великанами шведов.

Существовали и легенды о страшных людях с пёсьими головами — пёсиголовцах. Они жили в незапамятные времена, когда на земле еще не было смерти. У каждого из них были только одна нога и один глаз, поэтому они передвигались, сцепившись друг с другом, но бегали так быстро, что от них трудно было спастись. Пёсиголовцы ловили людей, откармливали их, как поросят, а потом резали на сало. Люди стали просить Бога, чтобы Он послал смерть на пёсиголовцев. Бог послал Смерть с косой, которая и уничто­жила всех пёсиголовцев. Однако есть и другой вариант легенды: на краю света есть земля, где обитают пёсиголовцы. Украинцы даже в XIX ве­ке считали, что пёсиголовцы живут в Турции, за Дунаем.

В быличке рассказывается о солдате, кото­рый, попав в плен к пёсиголовцам, был у них в услужении и готовил для них еду из гадюк. Пёсиголовцы запретили ему есть эту пищу яко­бы потому, что он от нее умрет. Однажды сол­дат решил: «Пусть лучше умру, чем так мучить­ся» — и съел кусочек змеиного мяса. Но он не умер, а стал понимать язык трав и узнал у них, какая дорога ведет к дому. Солдат смог убежать от пёсиголовцев и вернуться в свое село, где и стал знаменитым лекарем, поскольку каждая трава ему рассказывала, от какой болезни она помогает.

Вероятно, подобные легенды являются отго­лосками древнегреческих мифов об агрессивных одноглазых циклопах, о которых рассказал Гомер в «Одиссее».

Среди легенд о мифических народах бытовали рассказы о морских людях, имеющих вид по- лучеловека-полурыбы. Кроме славян подобные сказания известны многим европейским и азиат­ским народам. В восточнославянскую народную традицию поверья о таких людях пришли вместе с апокрифическими книгами из чужих традиций. В народе морские люди назывались фараонами или сиренами. Почему же они так назывались? Потому что сюжет о морских людях заимствован из следующего библейского сказания.

Когда Моисей выводил еврейский народ из еги­петского рабства по мосту через Красное море, их преследовало войско фараона. Когда воины фараона были уже близко, Бог сказал Моисею: «Махни рукой на мост». Моисей махнул рукой, мост провалился, и морские воды поглотили вой­ско фараона. Вот, по легенде, эти воины фараона и превратились в морских людей: выше пояса они выглядят как обычные люди, а ниже по­яса похожи на рыб. Среди них есть женщины и мужчины. Морские люди ждут конца света, потому что тогда они снова станут обычными людьми. Поэтому они часто подплывают к ко­раблям, высовываются из воды и спрашивают у моряков: «Скоро ли будет конец света?» На этот вопрос следует отвечать: «Вчера свет кончился, вчера!» Тогда они обрадуются и уплывут прочь. Если же им ответить, что конец света еще будет не скоро, они поднимут сильную бурю и потопят корабль.

В сказаниях о морских людях библейское пре­дание о фараоновом войске, потонувшем в море, переплелось с древнегреческими мифами о сире­нах — полуженщинах-полурыбах, живущих в море. Сирены наделены необычайной красотой и прекрасным голосом. Они подплывают к ко­раблям и поют чудесные песни. Если не отогнать их от корабля, то они усыпят своим пением всех моряков и перевернут корабль.

Морским людям приписывается сочинение всех на земле песен и сказок: по субботам они выплы­вают на поверхность моря и начинают петь песни и рассказывать сказки. Моряки запоминают их и разносят по городам и селам.

Восточным славянам были известны и пе­ресказы легенд из средневековых рукописных сборников о походе Александра Македонского в Индию. В этих легендах рассказывалось об ин­дийских мудрецах браминах (или брахманах), которые счастливо живут на блаженных Макарийских островах. Находятся эти острова в том месте, где заходит солнце.

Эти книжные легенды в устной народной тради­ции превратились в сказания о блаженных людях- рахманах, которые живут под землей. Рахманы

не имеют собственного исчисления времени, по­этому не могут вычислить, когда нужно справлять Пасху. Чтобы рахманы знали, что уже наступила Пасха, скорлупу пасхальных яиц наши предки бросали в текущую воду. Вода приносит пасхаль­ную скорлупу в места, где живут рахманы. Увидев скорлупу, они понимают, что наступила Пасха. Скорлупки приплывают к рахманам через три с половиной недели после православной Пасхи — в среду. Этот день в народе называется рахманской Пасхой. По другим представлениям, рах­маны — наполовину люди, наполовину рыбы и живут в воде.

Представления о рахманах складывались и под влиянием собственных древнерусских ру­кописных сказаний XV—XVII веков. В народе издавна рассказывали о счастливом крае Бело­водье, расположенном на море, на блаженных островах. В Беловодском царстве или, как его еще называли, Рахманском царстве живут святые люди. Поэтому многие стремились попасть туда, чтобы самому стать святым. В древнерусской ли­тературе существуют рассказы о путешествиях к этим землям обычных людей, которые якобы даже видели их со своих лодок и кораблей, но приблизиться к ним не могли. В XV веке была написана книга инока Ефросина «Слово о рахма­нах и предивном их житии». Он описывает ост­ров, где живут рахманы. Там царит вечное лето, поэтому «всякий овощ никогда не оскудевает». В одно и то же время одни растения цветут, на других уже зреют плоды, а с третьих деревьев собирают урожай.

В народе настолько сильно верили в сущес­твование «блаженных» земель и островов, что в XVII веке, например, многие оставляли свои дома и отправлялись на поиски Беловодского царства. Так, в 1648 году сибирские крестьяне решили спуститься вниз по Оби, заявив, что они идут на поиски земли, где живет «Солнцева мать». В средневековой Руси были популярны также рассказы о далеком царстве Лукоморье, жители которого умирают на зиму и воскресают весной.

Итак, народные представления о сотворении земли, ее устройстве и возникновении на ней живых существ сложились у восточных славян достаточно поздно — уже после принятия хрис­тианства, под влиянием книжных источников, которые пришли на Русь вместе с появлением письменности.

 

Приложение № 3

ЗАГРОБНЫЙ МИР

Наши предки верили, что существуют два мира: «этот» мир, в котором существуют живые люди, и «тот» мир — потусторонний, куда после смер­ти уходят души умерших. Потусторонние силы не всегда желают человеку зла, но они всегда опасны уже по той причине, что принадлежат к миру мертвых. «Тот» мир невидим для людей, но он тесно связан с миром живых. Восточные славяне считали, что в году есть время, когда границы между мирами открываются, — это годовые дни поминовения умерших; тогда любой человек с помощью магических приемов может увидеть души умерших, которые приходят на землю.

Душа

У любого человека кроме тела есть душа. Она невидима, но находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь. Такое представление об устройстве человека сложилось у восточных славян еще в язычестве, хотя позже немного из­менилось под влиянием христианства. По хрис­тианскому вероучению, души имеются у всех без исключения людей, независимо от их веры и национальности, но только христианские души светлые, остальные — темные. Душа есть только у людей, а у животных вместо души — пар, ко­торый исчезает после их смерти. Все души еще не родившихся людей находятся у Бога, но мес­то их пребывания неизвестно. Душу в человека вкладывает Бог. Когда новый человек получает душу, на небе загорается новая звезда. По мере того как растет человек, растет и его душа.

Наши предки представляли душу как самосто­ятельное живое существо, но где она находится у человека, предположений было множество: в сердце, в груди, в области живота, в печени, в крови, в горле, под правой мышкой. В течение жизни душа питается паром от той пищи, кото­рую ест человек. Душа имеет вид ветра, сгустка пара или дыма. Часто верили, что душа имеет вид насекомого или мелкого животного: бабочки, мухи, пчелы, мыши, птицы; иногда душа умер­шего человека принимает вид бабочки. При виде бабочки или мотылька до сих пор часто говорят:

 «Вот чья-то душа летает». В некоторых русских говорах бабочку так и называют — душечка.

Считали также, что душа умершего имеет об­раз мухи, иногда белого цвета. Она вылетает из тела человека после смерти и является к родным умершего в ночь после погребения. Поэтому на Украине в ночь после похорон караулили душу умершего. Для этого старые женщины ставили на стол специальное поминальное блюдо — сыту — это мед, разведенный водой. Душа умершего в виде мухи должна прилететь отведать это уго­щение. Человеческой душой считали муху, зи­мующую в хате. Впрочем, иногда полагали, что мухи, зимующие в доме, олицетворяют собой души живых, поэтому их должно быть такое же количество, сколько людей в семье. Стайки мелких мушек, роящихся высоко над землей, белорусы принимали за души умерших, выпу­щенных на время с «того» света прогуляться. Верили также, что душа может прилетать и в виде птицы, особенно голубя или ласточки. О птице, случайно залетевшей в дом, говорили: «Покойник озяб, пичужкой погреться прилетел». Облик белых голубей принимают только души добрых людей, а злые воплощаются в черных воронов.

В древности восточные славяне считали, что души людей, особенно умерших в молодом воз­расте, появляются на земле в виде растений на их могилах. В одном из русских причитаний к умершему обращаются с вопросом: в каком виде воплотится его душа? «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли ты выцветешь?» По­этому строго-настрого запрещалось на кладби­щах рубить деревья и срывать цветы, ведь в них воплотились души погребенных.

В народе верили, что при жизни человека душа пребывает в нем постоянно. Лишь во время сна она может ненадолго покидать тело и путе­шествовать по разным местам. Если человеку снится, что он находится где-нибудь далеко от дома, значит, там летает его душа. Рассказывают такую историю.

1. Как-то раз дядя с племянником ходили ко­сить траву. В полдень дядька лег отдохнуть, а племянник варил обед на костре. И тут он увидел, как из открытого рта спящего дяди вылетела муха. Она подлетела к миске с водой и села на краешек. Тогда племянник поперек миски положил ложку. Муха по ней переползла на противоположную сторону миски. Племян­ник убрал ложку, и она долго ходила кругом по краю миски. А когда племянник вновь по­ложил ложку, она перешла по ней, подлете­ла к спящему и влетела к нему в рот. Дядя сразу зашевелился. Племянник разбудил его и принялся расспрашивать, что ему снилось. Тот рассказал, что он гулял в лесу и подошел к красивому озеру. Перешел озеро по мосту, а обратно собрался идти — моста нет. Долго он ходил вокруг озера и вдруг опять увидел мост. Только перешел по нему — и проснул­ся. После этого племянник показал дяде его «озеро» и «мост».

 

По поверьям, когда душа навсегда покидает тело, человек умирает, а душа покидает землю и переселяется в загробный мир, потому что она бессмертна. Душа умершего человека сохраня­ет все человеческие свойства: она нуждается в пище, питье, тепле, омовении. Она может си­деть, передвигаться, дотрагиваться до различных предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: