Тема: Изменения в системе власти.
Экономическая и национальная политика государства в 1990-ые годы.
Ребята, вам необходимо выполнить 6 заданий. Будьте внимательны!
1) Внимательно прочитайте лекцию «Ситуация в России после распада СССР» и посмотрите видеоурок «Экономическая политика Б.Н. Ельцина и его команды» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=uqXYxw5np_M
2) Ответьте на вопросы письменно в тетрадь (не забудьте написать тему урока в тетрадь)
ВОПРОСЫ:
1. Как изменилась экономическая ситуация в конце 1991 года по сравнению с последними годами перестройки?
2. Какие меры включала в себя экономическая реформа Е. Гайдара?
ЛЕКЦИЯ
Ситуация в России после распада СССР
Россия получила суверенитет, распался СССР, но проблемы экономики, существовавшие в стране Советов, никуда не ушли. Состояние экономики в конце 1991 года было катастрофическим.
Б.Н. Ельцин (рис. 1) видел возможность выйти из ситуации только путем радикального реформирования экономики. Ельцин набирает группу радикальных реформаторов во главе с Е. Гайдаром (рис. 2).
Рис.1. Б.Н. Ельцин
Рис. 2. Е.Т. Гайдар
Основными шагами предлагаемых экономических мер были либерализация цен, либерализация торговли и приватизация государственной собственности.
Государство при этом снимало с себя обязательство по вмешательству в экономику, но оставляло за собой финансовое регулирование.
Экономическая реформа
2 января 1992 г. началась экономическая реформа в России.
Она заключалась в следующих мерах:
1. Либерализация цен и торговли
· Уже 2 января 1992 года были отпущены цены на 90 % потребительских товаров. Эта мера вызвала резкий рост цен и снижение покупательной способности населения.
· Все предприятия получили право свободно заниматься внешней торговлей.
· Разрешалась торговля внутри страны без специальных разрешений и в любых удобных местах. Привело к стремительному развитию частной торговли.
2. Финансовая стабилизация
Сокращены госзаказы и госфинансирование, кредитование, введена экономия в бюджетно-социальной сфере. Многие предприятия были на грани разорения.
3. Приватизация
Руководителем программы приватизации (то есть передачи государственной собственности в частные руки) был А.Б. Чубайс (рис. 3).
Рис.3. А.Б. Чубайс
Приватизация проходила в два этапа:
· ваучерная – раздача ваучеров (рис. 4) населению с обещанием получения в будущем дивидендов от приватизируемых предприятий;
· денежная – продажа на залоговых аукционах за деньги акций предприятий, оставшихся к тому моменту в госсобственности.
Рис.4. Ваучер
Приватизация 1990-х в современной России считается одним из самых несправедливых преобразований в экономике. Денежный этап приватизации, на котором купить акции и предприятия уже можно было только за деньги, был доступен только узкому кругу лиц. Таким образом, самые прибыльные предприятия ушли в руки узкого круга лиц, в который не могли попасть простые граждане.
А итоги ваучерной приватизации были очень невыгодными для населения из-за сильной инфляции.
4. Структурная перестройка экономики
· Сокращение промышленности группы А (производящей средства производства).
· Конверсия (перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции).
· Закрытие убыточных предприятий.
Политика «шоковой терапии» повысила криминализацию экономики. Массовым становится рэкет, вооруженная борьба за собственность, уход от налогов.
1990-е – время расцвета в России финансовых пирамид (самая известная из них – МММ). Владельцы пирамид сначала привлекали клиентов, действительно выплачивая им деньги за вовлечение новых участников в пирамиду. Когда объем вкладов становился внушительным, организаторы бизнеса просто исчезали, присвоив себе все деньги вкладчиков.
К концу 1992 – началу 1993 г. экономическая политика «шоковой терапии» привела к резкому обнищанию населения, галопирующей инфляции, спаду производства, росту безработицы, ухудшению демографической ситуации и криминализации экономики.
С другой стороны, был ликвидирован товарный дефицит, оперативно запущены рыночные механизмы экономики, сформировался слой первых собственников.
Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ противодействовали реформам и крайне негативно отзывались об их результатах.
Противники реформ в Верховном Совете, стремясь поддержать разоряющиеся предприятия, перешли к политике предоставления дешевых государственных кредитов неконкурентноспособным производителям. Сторонники реформ Гайдара считают, что «шоковая терапия» потерпела крах из-за непоследовательного ее выполнения властью и несоблюдения основополагающих принципов (например, в ситуации с раздачей кредитов предприятиям).
Национальные вопросы
Сепаратистские тенденции наблюдались не только в союзных республиках во времена существования СССР, но и в национальных автономных округах РСФСР. После принятия Конституции РФ. Россия стала федеративным государством.
Однако еще в 1992–1993 годах были очень сильны сепаратистские настроения внутри России.
Расширение суверенитета регионов, которым Ельцин пользовался в политической игре против Горбачева, привела к притязаниям на суверенитет российский автономий.
Сложное положение возникло в Якутии, Татарстане, Башкортостане, в республиках Северного Кавказа.
В 1992 году в Татарстане состоялся референдум о нахождении Татарстана в составе России. На референдуме 60 % населения проголосовало за независимость от России. До сих пор Татарстан предоставляет своим гражданам помимо российского еще и гражданство Республики Татарстан.
3) Пройдите по ссылке, зарегистрируйтесь на сайте и пройдите тест по данной теме
https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/rozhdenie-novoy-rossii-1991-1999-gg/rossiya-na-istoricheskom-povorote-1991-1993-gg/testcases
Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.
4) Внимательно прочитайте лекцию «Межнациональная политика в период президентства Ельцина Б.Н» и посмотрите видеоурок по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ML7U8QI568s&t=8s
5) Ответьте на вопросы письменно в тетрадь (не забудьте написать тему урока в тетрадь)
ВОПРОСЫ:
1. Расскажите о новом федеративном договоре России 1992 г. Какие принципы были его основополагающими?
2. Что было причиной противоречий в некоторых регионах Российской Федерации в 1993–1994 гг.?
3. Охарактеризуйте Чеченскую войну. Что было ее причиной? К каким последствиям она привела?
ЛЕКЦИЯ