Экономическая реформа

Тема:  Изменения в системе власти.

Экономическая и национальная политика государства в 1990-ые годы.

Ребята, вам необходимо выполнить 6 заданий. Будьте внимательны!

1) Внимательно прочитайте лекцию  «Ситуация в России после распада СССР»  и  посмотрите видеоурок  «Экономическая политика Б.Н. Ельцина и его команды»  по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=uqXYxw5np_M

 

2) Ответьте на вопросы письменно в тетрадь (не забудьте написать тему урока в тетрадь)

ВОПРОСЫ:

1. Как изменилась экономическая ситуация в конце 1991 года по сравнению с последними годами перестройки?

2. Какие меры включала в себя экономическая реформа Е. Гайдара?

 

ЛЕКЦИЯ

Ситуация в России после распада СССР

Россия получила суверенитет, распался СССР, но проблемы экономики, существовавшие в стране Советов, никуда не ушли. Состояние экономики в конце 1991 года было катастрофическим.

Б.Н. Ельцин (рис. 1) видел возможность выйти из ситуации только путем радикального реформирования экономики. Ельцин набирает группу радикальных реформаторов во главе с Е. Гайдаром (рис. 2).

Рис.1. Б.Н. Ельцин

Рис. 2. Е.Т. Гайдар

Основными шагами предлагаемых экономических мер были либерализация цен, либерализация торговли и приватизация государственной собственности.

Государство при этом снимало с себя обязательство по вмешательству в экономику, но оставляло за собой финансовое регулирование.

Экономическая реформа

2 января 1992 г. началась экономическая реформа в России.

Она заключалась в следующих мерах:

1. Либерализация цен и торговли

· Уже 2 января 1992 года были отпущены цены на 90 % потребительских товаров. Эта мера вызвала резкий рост цен и снижение покупательной способности населения.

· Все предприятия получили право свободно заниматься внешней торговлей.

· Разрешалась торговля внутри страны без специальных разрешений и в любых удобных местах. Привело к стремительному развитию частной торговли.

2. Финансовая стабилизация

Сокращены госзаказы и госфинансирование, кредитование, введена экономия в бюджетно-социальной сфере. Многие предприятия были на грани разорения.

3. Приватизация

Руководителем программы приватизации (то есть передачи государственной собственности в частные руки) был А.Б. Чубайс (рис. 3).

Рис.3. А.Б. Чубайс

Приватизация проходила в два этапа:

· ваучерная – раздача ваучеров (рис. 4) населению с обещанием получения в будущем дивидендов от приватизируемых предприятий;

· денежная – продажа на залоговых аукционах за деньги акций предприятий, оставшихся к тому моменту в госсобственности.

Рис.4. Ваучер

Приватизация 1990-х в современной России считается одним из самых несправедливых преобразований в экономике. Денежный этап приватизации, на котором купить акции и предприятия уже можно было только за деньги, был доступен только узкому кругу лиц. Таким образом, самые прибыльные предприятия ушли в руки узкого круга лиц, в который не могли попасть простые граждане.

А итоги ваучерной приватизации были очень невыгодными для населения из-за сильной инфляции.

4. Структурная перестройка экономики

· Сокращение промышленности группы А (производящей средства производства).

· Конверсия (перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции).

· Закрытие убыточных предприятий.

Политика «шоковой терапии» повысила криминализацию экономики. Массовым становится рэкет, вооруженная борьба за собственность, уход от налогов.

1990-е – время расцвета в России финансовых пирамид (самая известная из них – МММ). Владельцы пирамид сначала привлекали клиентов, действительно выплачивая им деньги за вовлечение новых участников в пирамиду. Когда объем вкладов становился внушительным, организаторы бизнеса просто исчезали, присвоив себе все деньги вкладчиков.

К концу 1992 – началу 1993 г. экономическая политика «шоковой терапии» привела к резкому обнищанию населения, галопирующей инфляции, спаду производства, росту безработицы, ухудшению демографической ситуации и криминализации экономики.

С другой стороны, был ликвидирован товарный дефицит, оперативно запущены рыночные механизмы экономики, сформировался слой первых собственников.

Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ противодействовали реформам и крайне негативно отзывались об их результатах.

Противники реформ в Верховном Совете, стремясь поддержать разоряющиеся предприятия, перешли к политике предоставления дешевых государственных кредитов неконкурентноспособным производителям. Сторонники реформ Гайдара считают, что «шоковая терапия» потерпела крах из-за непоследовательного ее выполнения властью и несоблюдения основополагающих принципов (например, в ситуации с раздачей кредитов предприятиям).

Национальные вопросы

Сепаратистские тенденции наблюдались не только в союзных республиках во времена существования СССР, но и в национальных автономных округах РСФСР. После принятия Конституции РФ. Россия стала федеративным государством.

Однако еще в 1992–1993 годах были очень сильны сепаратистские настроения внутри России.

Расширение суверенитета регионов, которым Ельцин пользовался в политической игре против Горбачева, привела к притязаниям на суверенитет российский автономий.

Сложное положение возникло в Якутии, Татарстане, Башкортостане, в республиках Северного Кавказа.

В 1992 году в Татарстане состоялся референдум о нахождении Татарстана в составе России. На референдуме 60 % населения проголосовало за независимость от России. До сих пор Татарстан предоставляет своим гражданам помимо российского еще и гражданство Республики Татарстан.

3) Пройдите по ссылке, зарегистрируйтесь на сайте и пройдите тест по данной теме

https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/rozhdenie-novoy-rossii-1991-1999-gg/rossiya-na-istoricheskom-povorote-1991-1993-gg/testcases

 

Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.

4) Внимательно прочитайте лекцию  «Межнациональная политика в период президентства Ельцина Б.Н» и посмотрите видеоурок   по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ML7U8QI568s&t=8s

5) Ответьте на вопросы письменно в тетрадь (не забудьте написать тему урока в тетрадь)

ВОПРОСЫ:

1. Расскажите о новом федеративном договоре России 1992 г. Какие принципы были его основополагающими?

2. Что было причиной противоречий в некоторых регионах Российской Федерации в 1993–1994 гг.?

3. Охарактеризуйте Чеченскую войну. Что было ее причиной? К каким последствиям она привела?

ЛЕКЦИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: