Ход игрового упражнения

  

Вариант 1

Логопед произносит  начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м],  затем называет слово полностью.

 

Логопед:                Ребенок:

 

До                           дом

Да                           дам

Ды                          дым

Ко                    М ком

Га                            гам

Та                            там

То                            том

 

Вариант 2

 Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок:             Логопед:            Ребенок:

 

М                           ак                        мак

                               ай                       май

                               оль                      моль

                               ох                        мох

                               ыть                      мыть 

                               ать                       мать

 

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)

Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».

                                

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа. 

2. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку,  называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.

 

Логопед:       Ребенок:                    Логопед:       Ребенок:

 

Коты –               кот                             века –                век

Киты –                    кит                             дома -                дом

Быки –                    бык                            меха -                мех

Дубы –                    дуб                             тени -           тень

Кони –               конь                      дни -             день 

Бои –                       бой                            пни -             пень

 

 

Упражнение  «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Развивать зрительную память и внимание.

 

Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.

 

Ход игрового упражнения.

 

        Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».

 

 

Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ».

 

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с существительными мужского рода.

 

Оборудование: предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.

Ход игрового упражнения.

 

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

 

            Ребенок:

 

Мой дед мой мех мой тюль 

Мой лед мой пух мой пень.

 

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при     употреблении антонимов

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

  Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

 

Логопед:        Ребенок:

 

Да –                         нет

Ночь –                    день

Взять –                   дать

                         Север –                   юг.

Верх –               низ*

 

Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа.

1. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.

2. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.

 

Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.

 

Логопед:                                                             Ребенок:

 

Ветвистая, высокая, зеленая, колючая             ель.

Старый, кирпичный, двухэтажный                  дом.

Грозный, большой, с лохматой гривой            лев.

Большой, круглый, снежный                            ком.

Белый, легкий, птичий                                       пух.

3.7. Упражнение «ЛАБИРИНТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Развивать зрительное внимание.

 

  Оборудование: бланк с переплетенными линиями.

 

Ход игрового упражнения.

        Логопед показывает ребенку бланк с переплетенными линиями, уточняет названия предметов, нарисованных на левой стороне бланка, и обращается к ребенку с вопросом: «У кого что?». Ребенок, проследив линию глазами должен ответить предложением.

 

Логопед:                                                                       Ребенок:

У мамы                                                      мак. (У мамы фен.)

 

У папы                                                      пень. (У папы конь.)

 

У Тани                                                       тень. (У Тани мак.)

 

  У дуба                                                       фен. (У дуба тень.)

           

 У дома                                                        конь. (У дома пень.)              

 

 

Упражнение  «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Учить подбирать рифмующиеся слова.

3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

  Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.

 

  Логопед:                                                   Ребенок:

 

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?                                     май

               

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …                                     кот

 

С подстриженной гривой

Он скачет ретиво

Чуть шпорами тронь,

Кто же это?                                                 конь

 

 

Иван работы так боится,

Как палки пес,

Как камня птица.

Лежит в постели целый день.

Напала на Ивана…                              лень.

Упражнение  «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

1. Учить четко произносить  слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.

Ход игрового упражнения.

 

  Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову  предмет, а ты найдешь картинку, где пять  таких предметов и назовешь их».

 

Логопед:                       Ребенок:

 

Муха -                                  пять мух

Липа –                              пять лип

Дыня –                                  пять дынь

Нота –                              пять нот

Хата –                                    пять хат

Пуля -                               пять пуль

Ива –                                 пять ив

Лето –                               пять лет

 

 

Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов..

2. Формировать целостное восприятие предмета.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2 части.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д.  

    Затем логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет у себя, другую  отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку, и назвать изображенный на ней предмет  по-другому.

 

                           Логопед:      Ребенок:

 

                          Здание  -  дом

                        Лошадь -  конь

                        Книга    - том   

                        Дорога  -  путь

                          Битва    -  бой

 

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

                    (4-ый тип слоговой структуры).

 

4.1. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: