Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное «кот» в разных падежах.
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот», изменяя его по смыслу.
Логопед: Ребенок:
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Убегает от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Убежит скорее в дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
|
|
(Аналогично проводится работа со словом «вода».)
Грязнулю всегда выручает вода.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды.
Гусь в любую непогоду
Торопится забраться в… воду.
Всегда и везде
Вечная слава… воде.
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа единственного числа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.
Ход игрового упражнения.
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед: Ребенок:
Это конь. Кого ты видел? Коня.
Это бык. Кого ты видел? Быка.
Это пони. Кого ты видел? Пони.
Это пума. Кого ты видел? Пуму.
Это як. Кого ты видел? Яка.
|
|
Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа в стихотворении.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение И. Лопухиной - сначала по две строчки, потом по четыре.
Тома дома?
Дома Тома.
Тёма дома?
Дома Тёма.
Дома Тима,
Дома Дима.
Дома Катя,
Надя, Лида
Петя, Федя
И Никита.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Логопед: Ребенок:
Мама дала Кате дыню.
Кто дал дыню? Мама.
Что сделала мама? Дала.
Что дала мама? Дыню.
Кому мама дала дыню? Кате.
На ноге у коня муха.
Кто на ноге у коня. Муха.
У кого на ноге муха? У коня.
Где муха? На ноге.
ЗАКРЕПЛЕНИЯЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Было лето.
Дома тихо.
Мама дома.
У Кати ноты.
Дети тихо пели.
У мамы дети – Вова и Катя.
Мама вела Вову.
Дети были дома.
Кате дали мыло.
Иди, Таня, тихо.
Дети были на лугу.
Кони были на лугу.
Беги мимо дома.
Аня и Ваня пили воду.
Моё имя.......
Коля, пили липу.
Вове дали мёду.
Люби, Ваня, маму.
У мамы дети.
Папа и Витя были дома.
Быки были на поле.
Папа, тебе надо мёду?
Дома мало воды.
Коля, не буди папу.
Ходи тихо, не беги.
Таня, купи муку и кофе.
У Оли боты, а у Пети кеды.
На фото мама, папа и дети.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
(2 тип слоговой структуры)
2.1. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
Побе победа
Пома ПО помада
Пого погода
Логопед: Ребенок:
бина кабина
лина калина
нава КА канава
као какао
юта каюта
лено полено
|
|
лина Полина
ляна поляна
беда ПО победа
года погода
мада помада
Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а) С окончанием «- Ы».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Панама панамы | Филин филины |
Минута минуты | Кабан кабаны |
Ягода ягоды | Пион пионы |
Поляна поляны | Буфет буфеты |
Канава канавы | Батон батоны |
Вагон вагоны | Бутон бутоны |
Банан бананы | Диван диваны |
Букет букеты | Бидон бидоны |
Билет билеты | Томат томаты |
б) С окончанием «- И».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Кубик кубики | Веник веники |
Пудель пудели | Паук пауки |
Петух петухи | Тюлень тюлени |
Педаль педали | Олень олени |
Медаль медали | Лебедь лебеди |
Домик домики | Бутыль бутыли |
в) с окончанием «-Я».
Тополь тополя
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «КТО У КОГО?»
|
|
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит:
«Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
Логопед: Ребенок:
У кошки - котята.
У утки - утята.
У коровы - телята.
У гусыни - гусята.*
*При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.