Упражнение «ЗАГАДКИ»

Цель:

1. Продолжать учит четко произносить слова  слоговой структуры  5-го типа.

2.Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

      Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

 

Логопед:                                                               Ребенок:

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем.                                   Будка.

 

Плещет теплая волна

В берега из чугуна:

Угадайте, вспомните,

Что за море в комнате.                                       Ванна.

 

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку                                                                                                         

Полила за грядкой грядку.                                Лейка.

 

Черные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают

Кто их прочитает.                                               Буквы.

 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

 

У дома ольха.

Мальвы увяли.

На Илье кепка.

Дайте Илье кегли.

На Татке новые тапки.

На окне капли воды.

Инга и Илья, пойте.

Коля, не кидай камни.

На майке моя метка.

Ольга и Инга едят вафли.

У Юльки на тумбе нитки.

Пух тополя на ольхе и мальве.

У Коли коньки. Он давно на катке.

Ольга больна. Мама дает ей капли.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

(6-ой тип слоговой структуры).

 

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». 

  Логопед:         Ребенок:                              Логопед:                  Ребенок:  
Бант –              бантик Лист –                      листик
Бинт –             бинтик Зонт –                           зонтик
Фант –                 фантик Мост –                          мостик
Куст -                 кустик Болт –                           болтик
Дождь –              дождик* Холм –                    холмик
Шарф –          шарфик*  

 

 

Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

 

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». 

 

Логопед:                                                     Ребенок:

                                         

а) с окончанием «ОЙ».

 

Двор метут (чем?)                                   Метлой.             

Моются (чем?)                                         Губкой.

Шьют (чем?)                                            Иглой, ниткой.

Угощают (чем?)                                       Булкой, халвой.

Едят (чем?)                                               Вилкой, ложкой.

 

б) с окончанием «ОМ».

 

Хлеб намазывают (чем?)                          Маслом.

Рану бинтуют (чем?)                                 Бинтом.

 

Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:

«Чего (кого) нет?»

 

Логопед: Ребенок:          Логопед: Ребенок:  Логопед: Ребенок:

 

Винты –         винтов Зонты –       зонтов Узлы –  узлов
Фильмы –     фильмов Волки –  волков Углы –      углов
Банты –         бантов Катки –  катков Козлы –  козлов
Бинты –        бинтов Куски –      кусков Дятлы –     дятлов
Кусты –        кустов Листы –      листов Мосты –    мостов

 

 

Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

 

а) с нулевым окончанием.

 

Логопед:   Ребенок:       Логопед:  Ребенок:

Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок

 

б) с окончанием «ЕЙ»

Логопед: Ребенок:       Логопед:  Ребенок:

Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней  

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

 

а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»

 

Логопед:                      Ребенок:

 

Котел из меди –             медный котел

Бульон из рыбы –          рыбный бульон*

Костюм из ваты –     ватный костюм

Пузырь из мыла –          мыльный пузырь*

Палас в пыли –          пыльный палас

Лоб в поту –                    потный лоб

Поток из воды –        водный поток

Запах дыма –             дымный запах

 

б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»

 

День летом –                   летний день

День зимой –                  зимний день

 

Упражнение «КТО ЭТО?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Упражнять в словообразовании.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

 Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

     Логопед:                                          Ребенок:

 

     Кто мелет муку?                          Мельник.

     Кто кладет печи?                    Печник.

     Кто ухаживает за лесом?      Лесник.

     Кто много шутит?                  Шутник.

     Кто продает и рубит мясо?      Мясник.

Как называется спортсмен,

который катается на лыжах?        Лыжник.

 

     Кто пасет коней и коров?      Пастух.

     Кто кует цепь?                        Кузнец.

     Кто много ленится?              Лентяй.

     Кто много болтает?              Болтун.

     Кто лечит больных?             Доктор.*

     Кто управляет самолетом?     Летчик.*

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом – НИК- используются на первомзанятии).

 

 

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить  четко произносить  слова слоговой структуры 6-го типа при    употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

 

Оборудование: сюжетные картинки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: