Административные правоотношения

       Деятельность исполнительной власти (основная задача- исполнение, претворение в жизнь закреплённых законом предписаний) строится на основе юридических норм, которые в совокупности составляют административное право.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

       Т.е., административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

Особенности административного права:

1) предписания носят властный, строго обязательный характер, т.к. они исходят от представителя власти;

2) охватывают все сферы жизни общества:

- государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, с/х, строительством и т.д.

- государственное управление в сфере политики включает управление органами обороны, безопасности, органов внутренних дел, иностранных дел и т.д.

- государственное управление в социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой и т.д.

Субъекты административного права:

- государственные органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы),

- органы местного самоуправления,

- коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозная организация, зарегистрированная и действующая на основе государственного разрешения,

- должностные лица названных органов и организаций (например, директор школы),

- отдельные граждане (гражданин вступает в административные правоотношения, осуществляя свои административные права, например, при получении общего и среднего образования).

Формы норм административного права:

1) нормы запрета действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, нельзя нарушать школьную дисциплину),

2) предписывающие (обязывающие) нормы устанавливают определённый порядок действия (например, выполнять свои должностные обязанности, школьный устав),

3) нормы-дозволения составляю основную часть административных прав граждан. В первую очередь это права, которыми гражданин пользуется по своему усмотрению: право на имя, право на образование, на трудоустройство и т.д.

 

Административные правоотношения - один из видов правоотношений, особенность которых состоит в том, что они складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Особенности административных правоотношений:

1)Имеют избирательный характер, т.е. они складываются только в сфере деятельности исполнительной власти.

2) Одной из сторон (субъектом) обязательно является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделённое государством управленческими полномочиями.

3) Административные правоотношения носят властный характер («власть-подчинение»). Т.е. между рядовыми гражданами административные отношения невозможны.

4) Административные правоотношения возникают только тогда, если событие или действие предусмотрено в норме административного права.

5) Разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер.

 

Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный государственный или общественный порядок, на порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которое предусмотрена административная ответственность.

       Административное правонарушение посягает на:

1) общественный порядок (например, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, мелкое хулиганство, азартные игры, распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в общественном месте в пьяном виде; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.)

2) собственность (например, нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса; мелкие хищения государственной собственности и общественного имущества и др.)

3) права и свободы гражданина:

- против личности (нарушение правил охраны труда, санитарно-гигиенических норм, проведение агитации в период её запрещения, распространение ложных сведений о кандидате и др.),

4) установленный порядок управления.

       К административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и памятников культуры относят незаконную порубку и повреждение деревьев, самовольный сбор даров природы в запрещённых местах, засорение лесов отходами, нарушение правил охоты, пожарной безопасности и др.

Признаки административных правонарушений:

1)определённое деяние (действие или бездействие),

2) Деяние антиобщественное и противоправное,

3) Деяние виновное, т.е. совершённое лицом, которое осознавало (понимало) недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним результатов.

 

       Основным документом, регулирующим административные правоотношения, является «Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Виды административных наказаний:

1)Предупреждение.

2) Административный штраф.

3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

4) Конфискация орудия совершения или предмета  административного правонарушения.

5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, право вождения).

6) Административный арест.

7) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

8) Дисквалификация.

 

Приложение5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: