Лекция 2.
Характеристика интеграционных процессов в СНГ.
Общие факторы интеграции.
К такого рода факторам интеграционных процессов относятся такие факторы, как географический (именно государства, имеющие общие границы, наиболее подвержены интеграции, имея общие границы и схожие геополитические интересы и проблемы (водный фактор, взаимозависимость предприятий и природных ископаемых, общая транспортная сеть)), экономический (интеграция облегчается наличием общих черт в экономиках государств, располагающихся в одном географическом регионе), этнический (интеграции способствуют схожесть быта, культуры, традиций, языка), экологический (все большее значение имеет объединение усилий различных государств по защите окружающей среды), политический (интеграцию облегчает наличие сходных политических режимов), наконец, фактор обороны и безопасности (с каждым годом все более актуальной становится необходимость совместной борьбы с распространением терроризма, экстремизма и наркоторговли).
|
|
Изначально можно выделить шесть базовых причин,которые чаще всего на протяжении истории лежали в основе более или менее добровольной интеграции: общие экономические интересы; родственная или общая идеология, религия, культура; близкая, родственная или общая национальная принадлежность; наличие общей угрозы (чаще всего внешней военной угрозы); понуждение (чаще всего внешнее) к интеграции, искусственное подталкивание объединительных процессов; наличие общих границ, географическая близость. Впрочем, в большинстве случаев имеет место сочетание нескольких факторов.
Интеграция предполагает в отдельных случаях необходимость поступиться собственными интересами ради общей цели, которая выше (и в перспективе выгоднее) сиюминутной прибыли. И в этом контексте особого внимания заслуживает фактор отношения элит к интеграционным процессам. Очень часто интеграция воспринимается как условие выживания и успеха, но чаще всего делается ставка на дезинтеграцию, элиты стремятся удовлетворить свои амбиции. Поэтому, именно воля элит часто является определяющей в выборе той или иной стратегии развития.
Специфика интеграционных процессов в СНГ. Центростремительные и центробежные тенденции. Соотношение интеграции и дезинтеграции.
Сразу же после распада СССР в бывших советских республиках стали проявляться интеграционные тенденции. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т. п.). В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах.
|
|
К наиболее важным из них, на наш взгляд, можно отнести следующее:
1. системный социально-экономический кризис в постсоветских государствах в условиях становления их государственного суверенитета и демократизации общественной жизни, перехода к рыночной экономике, трансформации социально-экономических отношений;
2. существенные различия в уровне индустриального развития постсоветских государств, степени рыночного реформирования экономики;
3. привязка к одному государству, во многом определяющему ход интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
4. наличие более привлекательных центров притяжения вне рамок СНГ;
5. неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты в СНГ.
Остановимся и охарактеризуем каждую из этих особенностей.
Первое. Проводившиеся в большинстве стран СНГ экономические реформы, как правило, не затрагивали сложившихся основ экономических и общественных отношений, содействовали структурной перестройке и модернизации производства, рационализации внутренних и внешних экономических связей. Рыночные реформы в государствах Содружества при любой их национальной специфике и направленности усилили негативные результаты распада единого государства и общего экономического пространства, поскольку целевой их установкой являются кардинальные изменения общественно-политического строя и системы экономических отношений. Все это обусловило широкомасштабный системный кризис, сопровождающийся значительным спадом производства, снижением уровня жизни населения, ростом безработицы и преступности, другими негативными последствиями, которые к настоящему моменту преодолены далеко не во всех государствах СНГ.
Второе. Интеграция на пространстве СНГ осуществляется между государствами с различным уровнем их индустриального развития и степенью рыночного реформирования экономики. Среди участников СНГ можно выделить группу государств (Беларусь, Россия, Украина), которые имеют достаточно развитую промышленность, в том числе машиностроительную, электронную, авиационную, химическую и другие высокотехнологичные отрасли, транспортную и телекоммуникационную структуру, квалифицированные кадры и общий высокий уровень образования населения. К этой группе государств в определенной мере можно отнести Казахстан, а также с большой натяжкой Молдову. Другие участники СНГ (прежде всего большинство государств Центральной Азии и Закавказья) по своим социально-экономическим параметрам официально отнесены ООН к развивающимся странам. Их характеризует преимущественно аграрно-сырьевая структура экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья.
Низкий технический и технологический уровень большинства предприятий не позволяет государствам СНГ производить высококачественные и конкурентоспособные на мировом рынке товары, прежде всего машины, оборудование, электронику, многие другие виды сложных изделий (исключение составляют технология и продукция ВПК). Это в значительной степени определяет сырьевую направленность структуры экспорта государств СНГ, в значительной части которого многие из них выступают на внешних рынках как конкуренты.
А как свидетельствует мировой опыт, страны с относительно невысоким уровнем индустриального развития не расположены к хозяйственному взаимодействию друг с другом. Интеграция между ними – дело трудное. В послевоенные годы в Азии, Африке и Латинской Америке был создан не один десяток экономических группировок государств. Однако большинство их планов и программ до сих пор не реализовано. Внутрирегиональный товарооборот в таких группировках чаще всего составляет 5-10 % от общего объема торговли.
|
|
Реальная же интеграция возможна и даже необходима для государств, имеющих высокоразвитый промышленный потенциал. Экономика таких государств не только конкурирует, но и взаимодополняет друг друга. Специализация и кооперация в технически и технологически сложных производствах объединяет партнеров. Интеграционный процесс в таких условиях идет без подталкивания и принуждения со стороны правительств. Последним остается только создать для этого благоприятный политико-правовой климат, сблизить национальные законодательства в согласованных сферах совместной деятельности.
Постсоветские государства унаследовали модель централизованной командно-распределительной экономики. При общей направленности реформ на создание социально ориентированной рыночной экономики реформирование экономических отношений в постсоветских государствах осуществляется по различным сценариям и подходам к выбору приоритетов, этапов и сроков их осуществления, необходимых для этого механизмов и инструментов. Это объективно отражает различия в социально-экономическом положении государств, соотношении общественно-политических сил, национальных особенностях и традициях, ожиданиях населения и степени его готовности к реформам.
Институциональные преобразования в государствах Содружества ограничиваются задачами удержания власти и укрепления существующих политических режимов, вывода экономики из кризиса в фазу стабилизации и подъема, снижения социальной напряженности в обществе. Рыночные реформы проводятся в меру понимания лидерами государств и частью формирующейся национальной элиты потенциальных опасностей политической и социально-экономической дестабилизации, неизбежной при таких реформах, поскольку серьезно затрагивают интересы сложившихся и формирующихся новых социальных групп.
|
|
Общий анализ основных направлений, особенностей и результатов рыночных реформ в государствах Содружества свидетельствует о серьезных различиях в масштабе и глубине институциональных преобразований, предусматривающих формирование частной собственности на средства производства и частного предпринимательства как ведущих институтов многоукладной экономики, либерализацию хозяйственной деятельности, создание рыночной инфраструктуры и рыночных механизмов государственного регулирования экономики. Это отнюдь не способствует экономическому сближению государств. Ведь надо признать, что пока в мире не было примеров успешной интеграции государств с непохожими хозяйственными укладами и низким уровнем индустриального развития.
Третье. Привязка интеграционных процессов в СНГ к одному государству – России. Россия оказалась естественным ядром интеграции. Это не случайно. Существуют объективные обстоятельства, определяющие особое место России в интеграционных процессах постсоветских государств. На Россию приходится свыше 3/4 территории постсоветского пространства, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП, то есть около 70% совокупного ВВП СНГ.
Россия занимает первое место по объему экспортно-импортных операций СНГ. Для государств СНГ емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, импорта энергоносителей, сырья, материалов и энергии, коридор для выхода на рынки третьих стран. В последние годы Россия также стала более привлекательным местом размещения капитала. Данные о внешнеторговых отношениях государств СНГ свидетельствуют о том, что в 2005 г. в общем объеме взаимной торговли на Россию приходилось 51,7% экспорта и 38,8% импорта (без Туркменистана и Узбекистана). Для Беларуси удельный вес России в общем объеме импорта составил 54,3%, а в общем объеме импорта из государств СНГ – 84,1%. Для Украины эти показатели составляли соответственно 48,1 и 89,4%, для Казахстана – 39,4 и 83,5%, для Армении – 20,4 и 82,5%. В то же время на государства СНГ в общем объеме экспорта России приходилось 18,7%, а в общем объеме импорта – 25,6%.
Россия является основным кредитором для стран СНГ. Общая задолженность стран СНГ или их отдельных хозяйственных структур перед российскими хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями к началу 2004 г. составила 5,6 млрд. долларов, из которых 3,6 млрд. приходились на продукцию топливно-энергетического комплекса.
РФ остается одним из наиболее емких рынков рабочей силы. По некоторым данным, в поисках заработков в Россию ежегодно прибывает более трех миллионов человек. Некоторые экономисты полагают, что возможность работать на российском рынке является одним из наиболее мощных факторов, интегрирующим экономическое пространство Содружества.
Это, а также ряд других причин, прежде всего, культурно-исторического характера, легло в основу постсоветской интеграции.
Четвертое. Вместе с тем Россия пока не претендует на роль лидера СНГ и, по существу, занимает такую же выжидательную позицию, как и другие участники. Несмотря на то, что половину всех расходов, связанных с существованием органов СНГ, берет на себя именно Россия, в настоящее время она не в состоянии реализовать какой-либо более сильный вариант интеграции постсоветских государств.
Для большинства государств СНГ Россия не является весомым кредитором. Если в 2002 г. масштабы прямых и косвенных субсидий, поступавших из России государствам СНГ, оценивались примерно в 22 млрд. долларов, то в бюджете России на 2003 г. объем кредитований государств СНГ был предусмотрен в размере 700 млн. долларов. В настоящее время на долю России приходится не более 3-4% объема иностранных инвестиций, поступивших в государства СНГ. Конечно, здесь надо учитывать и рост долгов государств СНГ и их хозяйствующих субъектов России, которые на начало 2005 г. составили более 7 млрд. долларов.
Кроме того, Россия только сейчас начинает претендовать на то, чтобы стать одним из центров мирового экономического развития. При позитивном разрешении этой задачи, а также при успешной дальнейшей модернизации российской экономики, Россия имеет шанс стать центром притяжения и для постсоветских государств. Кстати, будущее России и ее перспективы связаны далеко не с СНГ, а с поиском оптимальных форм вхождения в европейское и мировое экономическое пространство.
Таким образом, выбор геополитических ориентиров и внешнеполитических связей постсоветских государств осуществлялся и осуществляется в условиях наличия сильных, экономически и технологически развитых демократических государств и более привлекательных центров притяжения вне СНГ. Все его участники являются индустриально менее развитыми странами по отношению к государствам Западной Европы или к США. Объективно они более заинтересованы в экономическом сотрудничестве с ними, а не с партнерами по СНГ. Нет ничего удивительного в том, что после распада СССР постсоветские государства стремятся по мере возможности расширять торговлю и сотрудничество с более развитыми странами и экономическими группировками. Это позволяет им наряду с приобретением новейшей техники и оборудования модернизировать и создавать производства, соответствующие мировому уровню. Выбор торговых партнеров сейчас определяется не будущими достоинствами СНГ, а имеющимися возможностями и хозяйственной целесообразностью.
Пятое. Не способствуют процессам интеграции на постсоветском пространстве неурегулированные межгосударственные и межнациональные вооруженные конфликты между Азербайджаном и Арменией (Нагорный Карабах), в Грузии (Абхазия и Южная Осетия), Молдове (Приднестровье). В нынешнем состоянии СНГ не способно разрешить их ни экономическими, ни политическими методами. Россия, не претендуя на роль единственного миротворца, оказывает основную помощь в поддержании мира и стабильности в зоне этих конфликтов. Однако не всегда получает при этом должную поддержку и понимание со стороны других государств СНГ.
Имеется и ряд других специфических особенностей, способствующих определяющих ход развития интеграционных процессов в СНГ.
В экономическом плане большинство из них не могут существовать изолированно. Специализация, участие в международном разделении труда и, следовательно, торговля с другими государствами – единственный путь для них к экономическому благополучию.
Вместе государства СНГ представляют собой крупное экономическое образование с населением более 285 млн. человек. На таком экономическом пространстве можно создать емкий общий рынок, а также предприятия с полным производственным циклом.
В странах СНГ имеются значительные запасы различных видов природного сырья, составляющие в совокупности 1/4 мировых. Только на Россию приходится 38% разведанных мировых запасов природного газа, на Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан – еще 20%. В этих государствах сконцентрировано 33% мировых запасов нефти. Государства СНГ обладают также крупными запасами угля, железной руды, бокситов, меди, цинка, никеля, кобальта, свинца, вольфрама, молибдена, урана и других цветных и редкоземельных металлов. На их территории находятся крупнейшие месторождения серебра, золота, алмазов. В дальнейшем очень важным может стать наличие огромных запасов питьевой воды. Государства СНГ унаследовали от СССР единую транспортную сеть, опыт создания и эксплуатации единой электроэнергетической системы, магистральных нефте- и газопроводов.
Постсоветские государства сохранили многообразные исторические и культурные связи между народами своих стран. Здесь пока еще нет значительных языковых барьеров. Русский язык широко используется как язык межнационального общения. Переговоры, деловая переписка между государствами СНГ, их организациями и предприятиями ведутся, как правило, также на русском языке. Сформированная за советское время большая часть национальных кадров специалистов и управленцев получали образование на русском языке. Преимущественно они и составляют сейчас национально-политическую элиту государств.
Итак, в числе факторов, подталкивающих бывшие постсоветские республики к интеграции, не только общемировые интеграционные тенденции, региональная производственная специализация, но также наследие хозяйственных, политических и культурных связей, существовавших в СССР. Дезинтеграционные устремления также имеют ряд серьезных оснований: разный уровень развития национальных экономик; разноскоростные и разнонаправленные экономические реформы, различия в политической ситуации, заинтересованность в укреплении отношений с третьими странами и участие во внешних политических и экономических объединениях, стремление к упрочению суверенитета и рост национального самосознания, амбиции местных элит, влияние внешних факторов.
Значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ориентации, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.
На интенсивность и направленность интеграционных процессов в СНГ в значительной мере влияет также внутриполитическая борьба формирующейся национальной элиты (избранных президентов, лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране. Не случайно интенсивность интеграционных встреч, заявлений и документов, как правило, возрастает накануне проведения президентских и парламентских выборов в связи с обострением социально-экономической и внутриполитической обстановки.
Если суммировать причины преобладания в СНГ центробежных тенденций над центростремительными, то можно констатировать следующее:
Молодая государственность стран-участниц, большие различия в их экономических и политических системах, отсутствие демократических традиций, преобладание в становлении новой государственности элементов националистической идеологии.