Специфика интеграционных процессов в СНГ. Центростремительные и центробежные тенденции. Соотношение интеграции и дезинтеграции

Лекция 2.

Характеристика интеграционных процессов в СНГ.

Общие факторы интеграции.

К такого рода факторам интеграционных процессов относятся такие факторы, как географический (именно государства, имеющие общие границы, наиболее подвержены интеграции, имея общие границы и схо­жие геополитические интересы и проблемы (водный фактор, взаимоза­висимость предприятий и природных ископаемых, общая транспортная сеть)), экономический (интеграция облегчается наличием общих черт в экономиках государств, располагающихся в одном географическом ре­гионе), этнический (интеграции способствуют схожесть быта, культу­ры, традиций, языка), экологический (все большее значение имеет объ­единение усилий различных государств по защите окружающей среды), политический (интеграцию облегчает наличие сходных политических режимов), наконец, фактор обороны и безопасности (с каждым годом все более актуальной становится необходимость совместной борьбы с распространением терроризма, экстремизма и наркоторговли).

Изначально можно выделить шесть базовых причин,которые чаще всего на протяжении истории лежали в основе более или менее добро­вольной интеграции: общие экономические интересы; родственная или общая идеология, религия, культура; близкая, родственная или общая национальная принадлежность; наличие общей угрозы (чаще всего внешней военной угрозы); понуждение (чаще всего внешнее) к интеграции, искусственное подталкивание объединительных процессов; наличие общих границ, географическая близость. Впрочем, в большинстве случаев имеет место сочетание нескольких факторов.

Интеграция пред­полагает в отдельных случаях необходимость поступиться собственными интересами ради общей цели, которая выше (и в перспективе выгоднее) сиюминутной прибыли. И в этом контексте особого внимания заслуживает фактор отношения элит к интеграционным процессам. Очень часто интеграция воспринимает­ся как условие выживания и успеха, но чаще всего делается ставка на дезинтеграцию, элиты стремятся удовлетворить свои амбиции. Поэтому, именно воля элит часто является определяющей в выборе той или иной стратегии развития.

Специфика интеграционных процессов в СНГ. Центростремительные и центробежные тенденции. Соотношение интеграции и дезинтеграции.

Сразу же после распада СССР в бывших советских республиках стали проявляться интеграционные тенденции. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных про­цессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяй­ства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т. п.). В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах.

К наиболее важным из них, на наш взгляд, можно отнести следующее:

1. системный социально-экономический кризис в постсоветских государствах в условиях становления их государственного суверенитета и демократизации общественной жизни, перехода к рыночной экономике, трансформации социально-экономических отношений;

2. существенные различия в уровне индустриального развития постсоветских государств, степени рыночного реформирования экономики;

3. привязка к одному государству, во многом определяющему ход интеграционных процессов на постсоветском пространстве;

4. наличие более привлекательных центров притяжения вне рамок СНГ;

5. неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты в СНГ.

Остановимся и охарактеризуем каждую из этих особенностей.

Первое. Проводившиеся в большинстве стран СНГ экономические реформы, как правило, не затрагивали сложившихся основ экономических и общественных отношений, содействовали структурной перестройке и модернизации производства, рационализации внутренних и внешних экономических связей. Рыночные реформы в государствах Содружества при любой их национальной специфике и направленности усилили негативные результаты распада единого государства и общего экономического пространства, поскольку целевой их установкой являются кардинальные изменения общественно-политического строя и системы экономических отношений. Все это обусловило широкомасштабный системный кризис, сопровождающийся значительным спадом производства, снижением уровня жизни населения, ростом безработицы и преступности, другими негативными последствиями, которые к настоящему моменту преодолены далеко не во всех государствах СНГ.

Второе. Интеграция на пространстве СНГ осуществляется между государствами с различным уровнем их индустриального развития и степенью рыночного реформирования экономики. Среди участников СНГ можно выделить группу государств (Беларусь, Россия, Украина), которые имеют достаточно развитую промышленность, в том числе машиностроительную, электронную, авиационную, химическую и другие высокотехнологичные отрасли, транспортную и телекоммуникационную структуру, квалифицированные кадры и общий высокий уровень образования населения. К этой группе государств в определенной мере можно отнести Казахстан, а также с большой натяжкой Молдову. Другие участники СНГ (прежде всего большинство государств Центральной Азии и Закавказья) по своим социально-экономическим параметрам официально отнесены ООН к развивающимся странам. Их характеризует преимущественно аграрно-сырьевая структура экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья.

Низкий технический и технологический уровень большинства предприятий не позволяет государствам СНГ производить высококачественные и конкурентоспособные на мировом рынке товары, прежде всего машины, оборудование, электронику, многие другие виды сложных изделий (исключение составляют технология и продукция ВПК). Это в значительной степени определяет сырьевую направленность структуры экспорта государств СНГ, в значительной части которого многие из них выступают на внешних рынках как конкуренты.

А как свидетельствует мировой опыт, страны с относительно невысоким уровнем индустриального развития не расположены к хозяйственному взаимодействию друг с другом. Интеграция между ними – дело трудное. В послевоенные годы в Азии, Африке и Латинской Америке был создан не один десяток экономических группировок государств. Однако большинство их планов и программ до сих пор не реализовано. Внутрирегиональный товарооборот в таких группировках чаще всего составляет 5-10 % от общего объема торговли.

Реальная же интеграция возможна и даже необходима для государств, имеющих высокоразвитый промышленный потенциал. Экономика таких государств не только конкурирует, но и взаимодополняет друг друга. Специализация и кооперация в технически и технологически сложных производствах объединяет партнеров. Интеграционный процесс в таких условиях идет без подталкивания и принуждения со стороны правительств. Последним остается только создать для этого благоприятный политико-правовой климат, сблизить национальные законодательства в согласованных сферах совместной деятельности.

Постсоветские государства унаследовали модель централизованной командно-распределительной экономики. При общей направленности реформ на создание социально ориентированной рыночной экономики реформирование экономических отношений в постсоветских государствах осуществляется по различным сценариям и подходам к выбору приоритетов, этапов и сроков их осуществления, необходимых для этого механизмов и инструментов. Это объективно отражает различия в социально-экономическом положении государств, соотношении общественно-политических сил, национальных особенностях и традициях, ожиданиях населения и степени его готовности к реформам.

Институциональные преобразования в государствах Содружества ограничиваются задачами удержания власти и укрепления существующих политических режимов, вывода экономики из кризиса в фазу стабилизации и подъема, снижения социальной напряженности в обществе. Рыночные реформы проводятся в меру понимания лидерами государств и частью формирующейся национальной элиты потенциальных опасностей политической и социально-экономической дестабилизации, неизбежной при таких реформах, поскольку серьезно затрагивают интересы сложившихся и формирующихся новых социальных групп.

Общий анализ основных направлений, особенностей и результатов рыночных реформ в государствах Содружества свидетельствует о серьезных различиях в масштабе и глубине институциональных преобразований, предусматривающих формирование частной собственности на средства производства и частного предпринимательства как ведущих институтов многоукладной экономики, либерализацию хозяйственной деятельности, создание рыночной инфраструктуры и рыночных механизмов государственного регулирования экономики. Это отнюдь не способствует экономическому сближению государств. Ведь надо признать, что пока в мире не было примеров успешной интеграции государств с непохожими хозяйственными укладами и низким уровнем индустриального развития.

Третье. Привязка интеграционных процессов в СНГ к одному государству – России. Россия оказалась естественным ядром интеграции. Это не случай­но. Существуют объективные обстоятельства, определяющие особое место России в интеграционных процессах постсоветских государств. На Россию приходится свыше 3/4 территории постсоветского про­странства, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП, то есть около 70% совокупного ВВП СНГ.

Россия занимает первое место по объему экспортно-импортных операций СНГ. Для государств СНГ емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, импорта энергоносителей, сырья, материалов и энергии, коридор для выхода на рынки третьих стран. В последние годы Россия также стала более привлекательным местом размещения капитала. Данные о внешнеторговых отношениях государств СНГ свидетельствуют о том, что в 2005 г. в общем объеме взаимной торговли на Россию приходилось 51,7% экспорта и 38,8% импорта (без Туркменистана и Узбекистана). Для Беларуси удельный вес России в общем объеме импорта составил 54,3%, а в общем объеме импорта из государств СНГ – 84,1%. Для Украины эти показатели составляли соответственно 48,1 и 89,4%, для Казахстана – 39,4 и 83,5%, для Армении – 20,4 и 82,5%. В то же время на государства СНГ в общем объеме экспорта России приходилось 18,7%, а в общем объеме импорта – 25,6%.

Россия является основным кредитором для стран СНГ. Общая задолженность стран СНГ или их отдельных хозяйственных структур перед российскими хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями к началу 2004 г. составила 5,6 млрд. долларов, из которых 3,6 млрд. приходились на продукцию топливно-энергетического комплекса.

РФ остается одним из наиболее емких рынков рабочей силы. По некоторым данным, в поисках заработков в Россию ежегодно прибывает более трех миллионов человек. Некоторые экономисты полагают, что возможность работать на российском рынке является одним из наиболее мощных факторов, интегрирующим экономическое пространство Содружества.

Это, а также ряд других причин, прежде всего, культурно-исторического характера, легло в осно­ву постсоветской интеграции.

Четвертое. Вместе с тем Россия пока не претендует на роль лидера СНГ и, по существу, занимает такую же выжидательную позицию, как и другие участники. Несмотря на то, что половину всех расходов, связанных с существованием органов СНГ, берет на себя именно Россия, в настоящее время она не в состоянии реализовать какой-либо более сильный вариант интеграции постсоветских государств.

Для большинства государств СНГ Россия не является весомым кредитором. Если в 2002 г. масштабы прямых и косвенных субсидий, поступавших из России государствам СНГ, оценивались примерно в 22 млрд. долларов, то в бюджете России на 2003 г. объем кредитований государств СНГ был предусмотрен в размере 700 млн. долларов. В настоящее время на долю России приходится не более 3-4% объема иностранных инвестиций, поступивших в государства СНГ. Конечно, здесь надо учитывать и рост долгов государств СНГ и их хозяйствующих субъектов России, которые на начало 2005 г. составили более 7 млрд. долларов.

Кроме того, Россия только сейчас начинает претендовать на то, чтобы стать одним из центров мирового экономического развития. При позитивном разрешении этой задачи, а также при успешной дальнейшей модернизации российской экономики, Россия имеет шанс стать центром притяжения и для постсоветских государств. Кстати, будущее России и ее перспективы связаны далеко не с СНГ, а с поиском оптимальных форм вхождения в европейское и мировое экономическое пространство.

Таким образом, выбор геополитических ориентиров и внешнеполитических связей постсоветских государств осуществлялся и осуществляется в условиях наличия сильных, экономически и технологически развитых демократических государств и более привлекательных центров притяжения вне СНГ. Все его участники являются индустриально менее развитыми странами по отношению к государствам Западной Европы или к США. Объективно они более заинтересованы в экономическом сотрудничестве с ними, а не с партнерами по СНГ. Нет ничего удивительного в том, что после распада СССР постсоветские государства стремятся по мере возможности расширять торговлю и сотрудничество с более развитыми странами и экономическими группировками. Это позволяет им наряду с приобретением новейшей техники и оборудования модернизировать и создавать производства, соответствующие мировому уровню. Выбор торговых партнеров сейчас определяется не будущими достоинствами СНГ, а имеющимися возможностями и хозяйственной целесообразностью.

Пятое. Не способствуют процессам интеграции на постсоветском пространстве неурегулированные межгосударственные и межнациональные вооруженные конфликты между Азербайджаном и Арменией (Нагорный Карабах), в Грузии (Абхазия и Южная Осетия), Молдове (Приднестровье). В нынешнем состоянии СНГ не способно разрешить их ни экономическими, ни политическими методами. Россия, не претендуя на роль единственного миротворца, оказывает основную помощь в поддержании мира и стабильности в зоне этих конфликтов. Однако не всегда получает при этом должную поддержку и понимание со стороны других государств СНГ.

Имеется и ряд других специфических особенностей, способствующих определяющих ход развития интеграционных процессов в СНГ.

В экономическом плане большинство из них не могут существовать изолированно. Специализация, участие в международном разделении труда и, следовательно, торговля с другими государствами – единственный путь для них к экономическому благополучию.

Вместе государства СНГ представляют собой крупное экономическое образование с населением более 285 млн. человек. На таком экономическом пространстве можно создать емкий общий рынок, а также предприятия с полным производственным циклом.

В странах СНГ имеются значительные запасы различных видов природного сырья, составляющие в совокупности 1/4 мировых. Только на Россию приходится 38% разведанных мировых запасов природного газа, на Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан – еще 20%. В этих государствах сконцентрировано 33% мировых запасов нефти. Государства СНГ обладают также крупными запасами угля, железной руды, бокситов, меди, цинка, никеля, кобальта, свинца, вольфрама, молибдена, урана и других цветных и редкоземельных металлов. На их территории находятся крупнейшие месторождения серебра, золота, алмазов. В дальнейшем очень важным может стать наличие огромных запасов питьевой воды. Государства СНГ унаследовали от СССР единую транспортную сеть, опыт создания и эксплуатации единой электроэнергетической системы, магистральных нефте- и газопроводов.

Постсоветские государства сохранили многообразные исторические и культурные связи между народами своих стран. Здесь пока еще нет значительных языковых барьеров. Русский язык широко используется как язык межнационального общения. Переговоры, деловая переписка между государствами СНГ, их организациями и предприятиями ведутся, как правило, также на русском языке. Сформированная за советское время большая часть национальных кадров специалистов и управленцев получали образование на русском языке. Преимущественно они и составляют сейчас национально-политическую элиту государств.

Итак, в числе факторов, подталкивающих бывшие постсоветские республи­ки к интеграции, не только общемировые интеграционные тенденции, ре­гиональная производственная специализация, но также наследие хозяй­ственных, политических и культурных связей, существовавших в СССР. Дезинтеграционные устремления также имеют ряд серьезных оснований: разный уровень развития национальных экономик; разноскоростные и разнонаправленные экономические реформы, различия в политической ситуации, заинтересованность в укреплении отношений с третьими стра­нами и участие во внешних политических и экономических объединени­ях, стремление к упрочению суверенитета и рост национального самосо­знания, амбиции местных элит, влияние внешних факторов.

Значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ориентации, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.

На интенсивность и направленность интеграционных процессов в СНГ в значительной мере влияет также внутриполитическая борьба формирующейся национальной элиты (избранных президентов, лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране. Не случайно интенсивность интеграционных встреч, заявлений и документов, как правило, возрастает накануне проведения президентских и парламентских выборов в связи с обострением социально-экономической и внутриполитической обстановки.

Если суммировать причины преобладания в СНГ центробежных тенденций над центростремительными, то можно констатировать следующее:

Молодая государственность стран-участниц, большие различия в их экономических и политических системах, отсутствие демократических традиций, преобладание в становлении новой государственности элементов националистической идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: