Установите соответствие между организмами и типами их скелетов

ОРГАНИЗМЫ

A) мидия

Б) рыба

B) краб

Г) жук

Д) лягушка

Е) голубь

А Б В Г д Е
           

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В5. Установите последовательность этапов пищеварения у млекопитающих.

A) основные процессы переваривания пищи

Б) механическая обработка пищи

B) всасывание питательных веществ

   

3

 Организм и среда

22. Средаобитания. Экологические факторы

161. Дайте определения.

Среда обитания — это_________________________________________

Экологические факторы — это_____________________ _                       

162. Заполните схему «Экологические факторы».

163. Каково значение света для живых организмов?

164. Как влажность влияет на живые организмы?

165. Как растения и животные, обозначенные цифрами, при­способлены к условиям внешней среды?

         
   


 

 


3.___________________________________________________________


2 166. Приведите примеры влияния деятельности человека на живые организмы в вашей местности.

3 167. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интерне­та, приведите примеры влияния живых организмов друг на друга.

168. Рассмотрите рисунки. Подпишите экологические факторы, обозначенные цифрами.

1                                                        2

3                                                         4

1.. ___________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

4. __________________________________________________________

 

23. Природные сообщества

169. Дайте определения.

Производители — это__________________________________________

Потребители — это____________________________________________

Разрушители — это___________________________________________

170. Рассмотрите рисунки. Составьте из изображённых расте­ний и животных, обозначенных цифрами, возможные цепи питания. Какими цифрами обозначены производители и по­требители? Впишите цифры в соответствующие строки.

 

Производители:_______________________________________________

Потребители:


94


 


Тренировочные задания

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Экология — это наука о

1) живых организмах

2) взаимоотношениях организмов друг с другом и с ок­ружающей средой

3) влиянии организмов на человека

4) строении живых организмов

А2. Фактором неживой природы является

1) распашка земель

2) температура

3) конкуренция

4) паразитизм

АЗ. Антропогенным фактором является

1) состав воздуха

2) особенности рельефа

3) вырубка лесов

4) симбиоз актинии и рака-отшельника

А4. Взаимоотношения можно считать взаимовыгодными между берёзой и

1) зайцами                                3) подберёзовиками

2) дроздами-рябинниками      4) пчёлами

А5. В одном природном сообществе с белкой можно встре­тить

1) кабана                                   3) пингвина

2) верблюда                             4) ласточку

А6. Производителем является

1) липа                                      3) клёст

2) ястреб                                  4) гриб-трутовик

А7. Разрушителями в природном сообществе являются

1) берёзы                                  3) соловьи

2) мхи                                        4) грибы и бактерии

А8. Крыса является

1) паразитом                    3) разрушителем

2) потребителем              4) производителем

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Потребителями являются

1) олень                            4)белка

2) сосна                            5)гриб

3) медведь                       6) кукушкин лён

Установите соответствие между содержанием первого и второ­го столбцов.

В2. Установите соответствие между группами и организ­мами.

ОРГАНИЗМЫ

A) бактерия

Б) лягушка

B) гриб

Г)заяц

Д) жук-могильщик

Е)волк

ГРУППЫ

1) разрушители

2) потребители

 
А Б В Г д Е
           

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

 

вз. Установите последовательность звеньев цепи питания.

A) лиса

Б) дождевой червь

B) землеройка

Г) листовой опад

Внеурочные лабораторные работы

t----- — Лабораторная работа

«Органические вещества семени»

1. Добавьте воду к небольшому количеству пшеничной муки и сделайте комочек теста.

2. Заверните комочек теста в марлю, опустите в стакан с водой и промойте его.

Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1— 2 капли раствора иода в стакан с чистой водой.

Как изменился цвет воды?_____________________________________

4. Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой, в которой промывали тесто.

Как изменился цвет содержимого стакана?

Какой можно сделать вывод?___________________________________

5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя.

Что произошло с бумагой?_____________________________________

Какой можно сделать вывод?___________________________________

■ Лабораторная работа -----------------------------------------------

«Простые и сложные листья»

1. Опишите раздаточный гербарный материал по плану:

а) название растения, которому принадлежит лист

б) простой лист или сложный

в) есть черешок или нет

г) есть прилистники или нет

2. Зарисуйте лист.

— Лабораторная работа                —

«Строение цветка»

1. Опишите гербарный материал по плану:

а) название растения, которому принадлежит цветок

б) венчик (окраска и число лепестков)

в) чашечка (окраска и число чашелистиков)

г) тычинки и пестики (число)

2. Зарисуйте цветок и подпишите его части.

3. С помощью пинцета отделите от цветка тычинку и пестик. Пользуясь лупой, рассмотрите их строение. Сделайте рису­нок. Подпишите основные части тычинки и пестика.


Лабораторная работа.......... —...... -

«Свойства кости»

1, Рассмотрите натуральную кость животного. Сделайте рису­нок.

2. Попробуйте растянуть или согнуть кость. Удаётся ли вам это сделать?                                           _

Какие вещества содержатся в кости? Какие свойства они ей при­дают?                                                 _________________________

------ Лабораторная работа---------------- ■■■■ ■

«Движение инфузории туфельки»

1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой куль­туры инфузории.

2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду уберите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив Х20, оку­ляр х15).

4. Пронаблюдайте движение ресничек.

5. Зарисуйте внешний вид инфузории.



Воздушные корни


Дыхательные корни


I


Корневые клубни (корневые шишки)


Корнеплоды


Клубеньки


Корни-присоски


Корневые отпрыски


цпши


Ходульные корни (корни-подпорки)


 

 


 


Черешковый Сидячий
лист лист

 


 

 


 

 


 


 




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: