Психические особенности подросткового возраста

Факультет философии и психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

Реферат на тему:

«Психические особенности и психопатология подросткового возраста»

Направление подготовки  –  44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

(профиль «Специальная психология и педагогика»)

 

 

                                                          

                                                           Выполнила: студентка 3 курса 5 группы

                                                           Лотоцкая Анастасия

Преподаватель: д. псих. н. Ларских М.В.

 

 

Воронеж, 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                                                        

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст – это период онтогенеза,  соответствующий началу перехода от состояния детства к взрослой жизни.

Для подростка характерна позиция «Я-взрослый», в этот период у него происходит перестройка организма, появляется гипертрофированная потребность в самостоятельности. Он ждет к себе от взрослых отношения как к равному человеку, уважительного отношения к своим мыслям, чувствам, потребностям, интересам, выбору. Возрастной кризис вызван этим противоречием. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

В связи с этими особенностями, некоторые подростки стали склоняться к агрессивному, буйному поведению. У них появились проблемы с алкоголем, возросло количество суицидов, увеличились побеги из дома, бродяжничество. В дальнейшем ситуация все более ухудшалась. Для того, чтобы исследовать особенности подросткового поведения, понять их и впоследствии помочь подросткам с решением данных проблем, была создана подростковая психиатрия - это раздел психиатрической науки, изучающий особенности проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах) в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте и научные основы организации психиатрической помощи подросткам. Ее обособление произошло еще в 60х годах нашего столетия.

 Почти все психические нарушения, известные из курса общей психиатрии, встречаются у подростков. Подростковый возраст откладывает своеобразный отпечаток на многие психопатологические феномены. Но, кроме этого у подростков встречаются особые психопатологические синдромы, наблюдаемые преимущественно или почти исключительно именно в этом периоде жизни.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Выделяют ряд особенностей подросткового возраста, которые влияют на появление психопатологии:

Физиологические изменения. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек. В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения.

Эмоциональная сфера. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение делается длительнее и устойчивее. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний.

Смена общения. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д. Если подросток не может подружиться с кем-то из сверстников, то чаще всего, он испытывает тревожность, застенчивость, закрытость, обособленность от других, что в более тяжелой форме может перерастать в болезни.

Одновременно с этим, подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Если родители не понимают потребностей подростков, то при неблагоприятных условиях формирования их личности в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств: появление обиды, озлобленности, которые могут выразиться в  агрессивной эмоциональной реакции.

Мотивационная сфера. Ярко проявляется потребность подростка в принадлежности какой-нибудь группе сверстников. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие его потребности. Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения. Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Самооценка. Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами.

2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4. Оценка значимых других людей оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7. Неадекватная самооценка  вызывает делинквентное поведение подростка.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: