Этапы эволюции волынцевской культуры

Русы

РЕФЕРАТ БАКАЛАВРА

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

профили «История», «Право»

Дисциплина «Новейшая история России»

                                    Выполнил: студентка

                                                     заочной формы обучения

2 курса гуманитарного факультета

                                                  Клевцова Галина Евгеньевна

                                          Научный руководитель:

                                                     к.и.н., старший преподаватель

                                             кафедры истории России

Меркулов Александр Николаевич

 

Воронеж 2020

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Волынцевская культура

1.1памятники волынцевской культуры………………………………………….4

1.2 Территория волынцевской культуры………………………………………..5

1.3 Этапы эволюции волынцевской культуры…………………………………..6

Глава 2. Каганат русов……………………………………………………………7

Глава 3. Нападение русов на Константинополь………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

Введение

Актуальность исследования. Данную тему стоит считать актуальной, так как она отстаивает период происхождения русов. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать свою Родину, свои корни.

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать историю русов.

Объектом исследования является волынцевская культура и русы.

Задачи исследования:

-Рассмотреть Волынцевскую культуру;

-Ознакомиться с Каганатом русов;

-Изучить нападение русов на Константинополь.

Историография исследования.

Валентин Васильевич Седов – известный советский и российский археолог-славист в своем труде «Славяне. Историко-археологическое исследование»1 изучает процесс распада праславянской общности и образования раннесредневековых славянских народностей. Опираясь на данные различных источников, автор описывает происхождение, быт, особенности культуры сербского этноса

Глава 1. Волынцевская культура

Памятники волынцевской культуры

Основными памятниками волынцевской культуры являются селища. Они устраивались на невысоких участках надпойменных террас и на всхолмлениях среди речных долин. На позднем этапе некоторые поселения стали располагаться на относительно высоких местах. Преобладали поселения сравнительно небольших размеров, но исследовано немало и крупных, площадью 6–7,5 га. Волынцевские поселения не имели укреплений, только единичные из них размещались на городищах, основанных в скифское время.

Отапливались жилища преимущественно глиняными печами. Они нередко вырезались в материковых останцах при сооружении дома, а если грунт был непригодным для этого, печи выкладывались из принесенной и сбитой спондиловой глины. На ранних волынцевских поселениях в ряде жилищ имелись открытые очаги.[1]

Для рассматриваемой культуры, особенно для ее среднего этапа, весьма характерны гончарные лощеные сосуды с прямым верхом, выпуклыми плечиками и усеченно-коническим низом. Это типичные «волынцевские горшки». Их черная или темно-коричневая поверхность нередко орнаментировалась лощеными и прочерченными вертикальными и перекрещивающимися линиями.

Железные изделия на памятниках волынцевской культуры представлены наральниками, серпами, косами, топорами, ножами, шильями, пряжками, оружием и доспехами. Коллекция из цветных металлов состоит преимущественно из украшений — височных колец, серег, браслетов, перстней, фибул, бляшек, бубенчиков. Наиболее яркие комплексы украшений содержатся в кладах. Так, в состав Харьевского клада, обнаруженного в горшке волынцевского типа, входили золотые и серебряные серьги, шейные гривны, антропоморфные фибулы, плоские подвески, серебряная цепь и детали поясного набора. Изделия из кости на волынцевских поселениях представлены проколками, кочедыками и амулетами. Встречены также стеклянные бусы и большое количество глиняных пряслиц.

Территория волынцевской культуры

Основной территорией волынцевской культуры являются Подесенье с бассейном Сейма и верхние течения Сулы, Пела и Ворсклы. Здесь сконцентрировано наибольшее количество её памятников. Крайние западные волынцевские поселения известны на правом берегу Днепра в округе Киева и Канева. На юго-востоке волынцевский ареал простирался до верхнего течения Северского Донца, где вплотную соприкасался с территорией салтово-маяцкой культуры.

Археологические материалы свидетельствуют о расселении носителей волынцевской культуры также в бассейне воронежского течения Дона. С волынцевским населением здесь связаны две группы керамики, встречаемые на поселениях (Белогорское городище) и могильниках (Первый и Второй Белогорские, Лысогорский) боршевской культуры. Это характерные волынцевские гончарные горшки с лощеным орнаментом и горшкообразные сосуды, по форме идентичные или очень близкие типично волынцевским, но имеющие некачественное лощение.[2]

При систематизации верхнеокской керамики VIII–X вв. Т. Н. Никольская выделила большую группу лепных горшков с прямым вертикальным горлом и выпуклыми плечиками, которые по всем показателям тождественны характерным сосудам волынцевской культуры. Такая керамика встречена на поселениях Воротынцево на Зуше, Зайцево, Синюково, Федяшево и других. Горшки волынцевского облика с заглаженной поверхностью обнаружены также в курганах с трупосожжениями в Лебедке и Воротынцеве.[3]

Проникновение волынцевского населения в Верхнее Поочье относится также к первому этапу развития рассматриваемой культуры. По всей вероятности, это была постепенная инфильтрация населения с юга в среду проживавших здесь племен мощинской культуры, принадлежавших к балтам.

 

 

Этапы эволюции волынцевской культуры

В эволюции волынцевской культуры намечаются три основных этапа. Ранний период, в котором присутствуют керамические формы пеньковского и колочинского облика. На основании дротовых браслетов с расширенными или зооморфно оформленными концами, В-образных пряжки, костыльковидных застежек и других находок он датируется последними десятилетиями VII — началом VIII в.

Средний этап характеризуется исчезновением форм сосудов пеньковской и колочинской традиций и широким распространением типично волынцевской гончарной посуды с лощеной, подлощеной и заглаженной поверхностью. Он определяется VIII столетием.

 На позднем этапе (вторая половина VIII и первая половина IX в.) в Днепровском Левобережье волынцевская культура постепенно трансформируется в роменскую, на Дону — в боршевскую, на верхней Оке — в окскую культуру.[4]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: