Формы и методы работы воспитателя по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми старшего дошкольного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления [5, с. 132].

 Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности [1, с. 117].

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходим повышенный интерес к музыкальным занятиям, эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности – пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий:

Доминантные занятия – занятия, в которых доминирует один из видов музыкальной деятельности. Использование таких занятий способствует коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельности. Основой для доминантных занятий может служить любой вид деятельности во всех возрастных группах. Рекомендуется проводить этот тип занятий примерно три раза в месяц [21, с. 725].

Тематические занятия – занятия, темы которых посвящены явлениям общественной жизни, природе, творчеству композиторов. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности. Содержание и характер музыки способствуют более активному сопереживанию тому или иному событию, явлению. Выбор тем подсказывают текущие события. Например, к юбилею А.С. Пушкина – «Пушкин и музыка»; «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского», время года «Осенины», «Зимушка – зима» и любые формы досугов «фольклор – детям», «Делу время – потехе час» [21, с. 800].

Музыкально-тематические занятия – занятия, темы которых посвящены особенностям музыкального языка «О чем рассказывает музыка?», «Жанры в музыке» и развитию определенной музыкальной способности – чувству ритма, звуковысотности [7, с. 52].

Комплексные занятия – здесь решаются задачи с помощью различных видов искусства и художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой, художественно-продуктивной. Конкретная тема – единый художественный образ, объединяет все виды художественной деятельности. Такие занятия позволяют понять детям, что один и тот же художественный образ реализуется различными видами искусств. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов, обрядов, например, «Чудо Гжели», «Кружева», «Сороки». Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию. Рекомендуется проводить данные занятия в форме досуга [11, с. 10].

Наглядно-слуховой метод.

 Музыка отражает в художественных образах объективную жизнь, окружающую детей, и является первоисточником особого своеобразного художественно-образного познания, приобретаемого через внешние органы чувств, путем слуховых ощущений и восприятий. Это первая ступень чувствительного познания. Музыка, вызывает многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения [13, с. 42].

Словесный метод.

Обращен к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения.

Художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах, к своеобразной продуктивной детской творческой деятельности под руководством педагога.

В начале работы с маленькими детьми воспитатель постепенно знакомит их с музыкой, способствует возникновению первых художественных восприятий и впечатлений. Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастную активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения – пение песни, её фрагментов, исполнение движения танца, а в других применяет метод опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность детей –уточнение эмоциональной характеристики игрового образа: маленькая, веселая птичка, сердитый, злой волк. Побуждает ребенка к большей выразительности движений [20, с. 256].

В старшей группе воспитатель пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий.

Методы и приемы определяются:

1. Источниками, из которых дети приобретают знания (применение наглядных средств, приемов словесно-образных эмоциональных пояснений и др.).

2. Видами художественной деятельности и их учебными задачами (приемы развития художественного восприятия репродуктивной и творческой деятельности в соответствии с программой музыкального обучения).

3. Типами и этапами музыкально-художественных занятий (специфика приемов отдельных видов художественно-музыкальной деятельности; приемы в зависимости от типов занятий – комплексных, одновидовых, тематических, учетно-контрольных; приемы при первоначальной встрече с заданием, при реализации их, при переносе в новые ситуации.

4. Задачами развития художественных творческих способностей (приемы развития музыкального слуха, зрительной наблюдательности, специальных способностей – чувство ритма, композиции; формирования продуктивного творчества) [1, с. 120].

5. Требованием соблюдения возрастных возможностей детей (приемы обучения младших детей; игровые ситуации, развлекательность, яркая наглядность, указания воспитателя, его активная роль; приемы обучения старших детей: формирование художественных интересов, склонностей, развитие самоконтроля, самооценки, изменение характера наглядности в соответствии с указаниями воспитателя, увлечение роли поисковых ситуаций, способов самостоятельных действий).

6. Индивидуально-дифференцированным подходом – установление правильных взаимосвязей в процессе коллективных занятий между: приемами индивидуального подхода и подходами к небольшим группам детей, объединенных по сходным уровням художественной подготовленности, а так же приемами обращения ко всей группе (фронтальный метод).

В разделе «пение» на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок – упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре» Задача «Музыкального букваря» – заинтересовать детей музыкой, развить их музыкальный слух. Подготовить к пению по нотам. Прежде всего, нужно, чтобы ребенок научился слушать музыку, и полюбил ее. Книга состоит из четырех разделов [25, с. 78].

Первый раздел – донотный. Он содержит задания и упражнения, направленные на различение ребенком высоких и низких, долгих и коротких звуков, движение мелодии вверх и вниз. Все это ребенок усваивает на слух. Второй раздел – букварь. Дети знакомятся с написанием и расположением нот и приучаются петь по нотам. Они получают самые простейшие сведения; узнают несколько нот, знакомятся с восьмыми и четвертыми длительностями. К каждому заданию нужно возвращаться несколько раз, только тогда усвоение нового материала будет прочным и устойчивым.В третьем разделе – помещены простейшие песни. Их дети поют уже по нотам. Разучивая песню, ребенок сначала называет ноты, длительности. Затем взрослый дает первый тон. Дети исполняют песни сначала по нотам, а затем со словами. Все упражнения в букваре даны на звуках ФА первой октавы - ДО второй октавы.

Четвертый раздел – «Нотное лото». В этом разделе даны игры, которые помогут ребенку в интересной для него форме освоить все то, что он уже выучил по книге. Занятия должны быть систематичны, и по времени не превышать 15 минут [25, с. 80].

Объединяющим началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания. Задачи ритмики: учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; развивать основы музыкальной культуры; развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.); формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении; развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений[22, с. 17].

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах [18, с. 468].

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить [18, с. 503].

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет [23, с. 56].

 Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах [11, с. 17].

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения [9, с. 15].

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим [16, с. 616].

Таким образом, формы и методы работы воспитателя играют большую роль в воспитательном процессе, от их совершенства зависит развитие воспитанников и качество усвоения ими знаний, овладение навыками.

 

 

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по формам и методам работы воспитателя в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что данная тема изучена в полной мере. Данной проблемой занимались педагоги и психологи Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, Ю. А. Двоскина, В. В. Ищук, К. Линкявичус, Н. А. Метлов, К. Орф, М. А. Румер, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина. В процессе изучения литературы была раскрыта суть форм и методов работы воспитателя по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходим повышенный интерес к музыкальным занятиям, что будет способствовать повышению активности детей, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.

Развитие музыкальных способностей в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания.

Основной составляющей развития музыкальных способностей является музыкальная деятельность. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.

Успех форм и методов работы воспитателя по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка и уровень его общего развития. Правильно организованная система работы позволит создать благоприятные условия для развития музыкальных способностей.

 

Список литературы

1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б. В. Асафьев, Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.

2. Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей / А. А. Борзов, В. А. Борзова. – Самара: Самарский Дом печати, 2015. – 314 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2019. – 288 с.

4. Домогацкая И. Е. 90 поурочных планов по предметам развитие музыкальных способностей и развитие речи. К учебному курсу для детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. – М.: Просвещение, 2016. – 44 с.

5. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е. А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2017. – 173 с.

6. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. Музыка / Г. Л. Ержемский. – М.: Просвещение, 2016. – 78 с.

7. Зарецкая Н. В. Весёлая карусель. Игры, танцы, упражнения / Н. В. Зарецкая. – М.: АРКТИ, 2016. – 549 с.

8. Каплунова И. М. Ладушки / И. М. Каплунова. – СПБ.: Реноме, 2015. – 116 с.

9. Конкевич С. В. Картотека портретов композиторов. Тексты бесед с дошкольниками. Выпуск 23. Часть 1 / С. В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 32 с.

10. Коломиец Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход): монография / Г. Г. Коломиец. –2-е изд. стер. – М.: ИНФРА-М, 2020. –240 с.

11. Кольяшин М. А. Русские народные песенки, попевки, колыбельные и частушки для детей. Нотный сборник / М. А. Кольяшин. – СПБ.: Питер, 2018. – 56 с.

12. Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников / Н.В. Корчаловская. – М.: АРКТИ, 2019. – 112 c.

13. Костина, Э. А. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. А. Костина. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 37-42.

14. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.

15. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПБ.: Питер, 2017. – 583 с.

16. Малахова Л. Т. Музыкальное воспитание / Л. Т. Малахова. – М.: Феникс, 2018. – 835 с.

17. Минина Е. А. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду / Е. А. Минина. – М.: Академия развития, 2018. – 256 с.

18. Мурычева Н. Н. Картотека предметных картинок. Выпуск 33. Песенки-загадки о музыкальных инструментах / Н. Н. Мурычева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 757 c.

19. Петрова И. А. Музыкальные игры для дошкольников / И.А. Петрова. – М.: Детство – Пресс, 2017. –809 c.

20. Свердель Л. Я. В музыкальном зоопарке. Песенки-картинки, стихи, загадки, сказки, игры, викторины / Л. Я. Свердель. – М.: СИНТЕГ, 2017. – 419 с.

21. Судакова Е. А. В мире музыки. Музыкальные занятия с детьми 4-5 лет: 16 демонстрационных карт / Е. А. Судакова. – М.: Мир, 2016.– 890 c.

22. Судакова Е. А. Музыкальное воспитание ребенка в семье. Методические рекомендации для родителей / Е. А. Судакова. – М.: Детство – Пресс, 2016. – 291 с.

23. Фролова Ю. В. Веселая музыкалочка / Ю. В. Фролова. – Ростов на / Д Феникс, 2017. – 79 с.

24. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Лотос, 2016. – 312 с.

25. Щемененко А. В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей / А.В. Щемененко. – Ростов на / Д Феникс, 2019. 112 c.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: