Характеристика процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных форм и методов музыкальной деятельности…………………………………..................5

1.1. Характеристика процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………...............................................5

1.2. Формы и методы работы воспитателя по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста ……………………...13

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

 

Введение

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Вопрос о развитии музыкальных способностей детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, Ю. А. Двоскина, В. В. Ищук, К. Линкявичус, Н. А. Метлов, К. Орф, М. А. Румер, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. С. и В. Н. Шацкие и многие другие.

Музыкальная деятельность включает различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. Она развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Педагог Г. Г. Нейгауз писал, что музыкальные способности сложны и многогранны. Задача педагогов и их родителей помочь наилучшим образом развиться природным задаткам, не увлекаясь при этом односторонним развитием. При такой односторонности техническое совершенство в игре придет в явное противоречие с узким кругозором и общей ограниченностью личности.Известный психолог Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы музыкальных способностей. Способности Б.М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить их легкость и быстроту приобретения.

Проблема развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной на протяжении длительного времени. Развитие и совершенствование музыкальности является одним из сложных и интересных разделов педагога по реализации способностей детей старшего дошкольного возраста. При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.

Вопросом о музыкальных способностях детей старшего дошкольного возраста в практике детского сада занимались Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова.

Музыкальные способности являются специфическими, которые нужно вовремя выявить у ребенка дошкольного возраста. Для развития полноценной музыкальной личности ребенка необходимо создавать условия, чтобы он в дальнейшем мог развиваться, раскрываться и реализовывать себя в данной сфере. В практике дошкольных организаций отмечается недостаточная методическая подготовленность воспитателей по данному вопросу. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования.

 

 

Основная часть. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных форм и методов музыкальной деятельности

Характеристика процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Социальные и экономические перемены сказываются на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

 Эстетическое воспитание – это процесс формирования творческой личности. Эстетическое воспитание начинается с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкальной деятельности [10, с. 75].

В теме нашего исследования фигурирует такое понятие как – способности. Это довольно распространённый термин, мы употребляем его часто, говоря о наших воспитанниках. По мнению Л. С. Фурминой способности – индивидуально-психологические особенности личности. У каждого ребенка есть задатки, но далеко не всем детям удается развить их в способности. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. У детей существуют разные виды способностей. Известно большое количество классификаций по разным признакам, например, отличающиеся источником происхождения, направленностью, уровнем развития, наличием условий и другими критериями [24, с.295].

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность определённого освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс отечественный учёный Борис Михайлович Теплов. Он был убеждён, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Важным открытием Б. М. Теплова стали его доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счёт развития других [24, с.298].

Существует множество определений способностей. По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Существует несколько классификаций, которые ориентированы на разные критерии. Например, по происхождению выделяют природные и социальные способности. К первым относят умения, которые формируются на основе врожденных познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и так далее. Что касается социальных способностей, то они обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах. Есть и другой вид способностей человека: музыкальные [1, с. 115].

Музыка занимает особое место в жизни человека. Музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека. Вечные произведения Бетховена, Моцарта. Чайковского, Шуберта возрождают силу человека, активизируют энергетические процессы во всем организме.

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.

Музыкальные способности не являются врожденными, они развиваются в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной семьи на протяжении многих поколений [16, с.525].

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Кроме музыкальности, ученые указывают на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности. Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития» [12, с. 10].

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкальные способности? Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, впервые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными [14, с. 152].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Старший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайной любознательностью. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие. Дети 5-6 лет на фоне общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно, ласково, тихо, немного грустно [17, с. 159].

 

Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых – к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса [4, с. 7].

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы [19, с. 601].

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре – си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки – до, ре – второй октавы. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей [18, с. 463].

В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам-способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания [25, с. 58].

Ребенок старшего дошкольного возраста при активном участии в музыкальной деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит: в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям; в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении[14, с. 165].

Выявляются основные музыкальные способности.

1. Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движение

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие – неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку [8, с. 27].

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение [3, с. 112].

 Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Музыкально-ритмическое чувство – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку [6, с. 38].

Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков [2, с. 221].

 

Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка [13, с. 39].

По мнению Л.С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 2-3 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий[3, с. 115].

Таким образом, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: