Cлайд 1. «Блокадный Ленинград спасла музыка» Слайд 2

План-конспект урока музыкального искусства

Урок № 24 /28 (№9 в теме)  Дата: 13.04./16.04.20г Класс:7-А/7-Б

Тема урока: Столкновение двух образов - основа драматургии.

Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что в 1 части Симфонии №7 Д.Шостакович средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: зла и добра, столкновение двух образов, в чем и заключается основа драматургии.

Задачи урока: образовательные: Определение драматургии в 1 части Симфонии №7 Д. Шостаковича, продолжить знакомство с его творчеством, углубить восприятие понятий «образ», содержание», «музыкальная форма». Формировать чувство эстетического сопереживания произведениям искусства.

развивающие: развиватьвокально-хоровые навыки, муз.вкус, образное мышление, развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать (элементарно) музыкальные произведения;
воспитательные: воспитывать муз.культуру, любовь и интерес к классической музыке, гражданское и патриотическое воспитание,воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку воспитывать любовь к Родине, высокие, идейные и моральные качества

коррекционные: коррекция эмоционально-чувственной сферы, психофизических качеств, познавательных интересов

Оборудование: ноутбук, муз.центр, презентация, телевизор

Тип урока: урок углубления знаний

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин);

- наблюдение за музыкой (Б.М. Асафьев);

- размышление о музыке (Н.А. Ветлугина);

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы организации и осуществления учебных действий и операций;

- методы контроля и самоконтроля

 



Ход урока.

I Подготовительная часть урока.

1.1.Вход под музыку «Священная война» Александров

1.2.Муз.приветствие «Любимая школа» А.Ермолов

II. Основная часть урока.

2.1.Актуализация опорных знаний.

Вы вошли в класс под музыку. Какая песня прозвучала? О чем она?

2.2.Сообщение темы и цели урока: Сегодня мы поразмышляем о музыке, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны,ведь приближается Великий праздник-День Победы. Посмотрим, как боролся наш народ с врагом в блокадном Ленинграде и как эта борьба показана Шостаковичем через музыку в симфонии №7.- Почему мы начали урок, именно, с этой песни? Песня “Священная война” является “музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны”, песней – символом. Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым Кумачом.- Какая песня по характеру? Мелодия песни энергичная, решительная, призывная, суровая, маршевая. А.В. Александров писал в своей статье “Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война”:“Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения и гнева. …но у меня всё-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага. Как и любое оружие…”Но во время войны композиторы писали не только песни, но и крупные музыкальные произведения.К таким композиторам в частности относится Дмитрий Дмитриевич Шостакович.Родион Щедрин писал: “Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…это гимн человеку…это протест против жестокости…,это исповедь художника …это летопись нашей жизни…”. - В каких жанрах работал Д. Шостакович? (Шостакович работал в разных жанрах, но основным является симфония.- Что такое симфония? Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра в 4 частях. Седьмая (“Ленинградская”) симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде. Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии. Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – “ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии”, и услышал в ответ: “А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить”.16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами: “Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение “Седьмой симфонией”.Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как “Ленинградская симфония”.Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию? Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки: “Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию”.Идею борьбы и торжества Человека по - разному раскрывают 4 части симфонии. Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии. Вспомним 2 темы. Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.- Какая по характеру 2 тема? Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа. В какой форме написан эпизод нашествия и что рисует он?Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности. Что противостоит теме нашествия? На каких интонациях строится эта тема?“Тема сопротивления” противостоит теме нашествия. Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла. - Каково значение симфонии в борьбе с фашизмом и в сплочении международных антифашистских сил? Симфонию часто называют “хроникой”, “документом”, “Симфонией всепобеждающего мужества”, “Симфонией гнева и борьбы”. Симфония молниеносно получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.

2.3.Слушание музыки Д. Шостакович 1 часть Симфонии № 7 - элементарный анализ.

2.4.Хоровое пение Е.Крылатов «Школьный романс». Исполнение караоке 1и 2 куплет песни -вокально-хоровая работа над текстом 3 куплета, чистотой интонирования, темпом, динамикой, характером исполнения

2.5.Музыкальная грамота:повторение: группы симфонического оркестра

2.6.Музыкальная разминка: «Самолет» (с танцевальными движениями)

2.7.Индивидуальнаяработа: Работа с солистами, по муз.грамоте

III. Заключительная часть урока

3.1.Подведение итогов урока: Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране. 3.2.Оценивание

 Мультимедийная презентация Д.Д.Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»

Cлайд 1. «Блокадный Ленинград спасла музыка» Слайд 2.

По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир.

 

Слайд 3.

Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт,

Слайд 4.

А на улицах развешаны афиши: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию; Большой зал филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг: Шостакович, Седьмая симфония (в первый раз)». Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии.

 

Слайд 5.

…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это:

 

Слайд 6.

 Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции.Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.

 

Слайд 7.

Военный совет Ленинградского фронта издал распоряжение, по которому из войсковых частей, находящихся на передовой, были мобилизованы музыканты. Удалось найти пайки для духовиков, на всех выдали продуктовые карточки. Репетиции дирижер проводил с беспощадной требовательностью.

 

Слайд 8.

 Вражеские бомбежки продолжались, артиллерийские обстрелы усиливались. Нервы - в постоянном напряжении. Но ведь так жили все ленинградцы, -вспоминал дирижер К. И. Элиасберг. - Мы убедились, что Ленинграду нужен оркестр, и как члены его единственного музыкального коллектива хотели дать ленинградцам все, что могли. Каждый день, за редким исключением, репетировали утром и вечером.Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда.

 

Слайд 9.

На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» - воздушная тревога. Так ленинградец Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов. Первые темы симфонии композитор написал еще в конце июля 1941 года и был захвачен эмоциями, музыкой, невесть откуда взявшемуся вдохновению. Фронтовая обстановка стимулировала работу, создавая необходимое для творчества напряжение. «Я работал так интенсивно еще и потому, что мне хотелось отразить в своем творчестве героическую борьбу моей Родины против фашистских варваров», - говорил Шостакович. До этого он никогда еще не писал так быстро, так легко. Когда воздушные тревоги перерывали работу, композитор отправлялся на крышу - вместе со всеми ленинградцами отстаивать свой город. Затем снова писал.

 

Слайд 10.

«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. «Ленинградская правда» сообщает об этом среди сводок с фронта, среди эпизодов о «стервятниках» и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер.

 

Слайд 11.

В осажденном городе родились три части симфонии, затем работать над ней Шостакович продолжил в эвакуации. Впервые Ленинградская симфония прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, затем в Новосибирске и Москве. Трансляцию московской премьеры Седьмой симфонии слушали в блокадном Ленинграде, и собравшиеся в Радиокомитете музыканты решили: симфония непременно зазвучит в Ленинграде.

 

Слайд 12.

Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…

 

Слайд 13.

По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война… Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся страна… Все дышит спокойствием мирной жизни. Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским нацио­нальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворен­но.Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки — олицетворение обыденно­сти и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия». Понача­лу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплот­няется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема из­лагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещущую машину уничтоже­ния, которая кажется, сотрет все живое.После мощной кульминации реприза наступает омраченной. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверж­дая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.

Слайд 14.

Послушайте стихотворение Алексея Мурашова, написанное под впечатлением после прослушивание музыки I части симфонии Шостаковича.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: