Речевые игры и упражнения /I



Перебежки

Оборудование: мел, стульчики.

Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу логопеда один из детей вызы­вает другого по своему выбору: «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

На лесной полянке

(ел. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко)

По ходу песни дети изображают персонажей и выпол­няют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та. (Зраза) Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ. (3 раза) Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква и т.д. (3 раза)

Карусель

Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу логопеда.

Дети изображают карусель, бегая в разном темпе.

Логопед (знакомит с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца). Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Встанем возле веревки в круг, возьмем ее в пра­вую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом.


л




Библиотека Логопеда


15


Снова пойдем медленно, а потом на слово «бегом» побе­жим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в дру­гую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, затем останавли­вается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бу­бен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры логопед может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.



Дождик

Логопед. Во время дождя дождинки стучат по крыше. (Произносит «кап-кап-кап» в умеренном темпе, дети повто­ряют.) Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому.

Произносит «кап... кап...» медленно, немного растягивая, с паузами, дети повторяют. Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так. (Произносит «кап-кап-кап» в быстром темпе.)

Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в замедленном темпе, логопед предлагает им опреде­лить на слух, какой идет дождь, и произносит «кап-кап-кап» в различ­ном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза.

Методические указания. Логопед следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроиз­водили его в заданном темпе.

Топ-топ-топ

Логопед. Послушайте сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке». (Произносит «топ-топ-топ» в уско-


16


Речевые игры и упражнения


Л


репном темпе.) А теперь, как «большие ноги топали по доро­ге». (Произносит «топ... топ... топ...» медленно.)

После этого логопед произносит данное сочетание то быстро, то медлен­но, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Логопед добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного словосочетания, сами умели произносить его и быстро и медленно.





Угадай, какой поезд?

Оборудование: картинки с изображением товарного, пасса­жирского и скорого поездов.

Логопед (показывает картинки с изображением разных поездов). Когда идет товарный поезд, то его коле­са стучат так. (Произносит «тук... тук... тук...» медленно.) Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его сту­чат так. (Произносит «тук-тук-тук» в умеренном темпе.) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так. (Произ­носит «тук-тук-тук» в слегка ускоренном темпе.)

Дети тоже произносят «тук-тук-тук» в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса разных поездов, логопед предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесе­ния им звукоподражания), какой идет поезд. Логопед произносит «тук-тук-тук» то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.

Логопед добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, правильно определяли на слух по скорости произнесения «тук-тук-тук» скорость движения поездов.

Успокой куклу

Дети сидят на стульчиках полукругом, на руках у них куклы.

Логопед. Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри­те, как я укладываю свою куклу спать. (Укачивает куклу, негромко напевая на звук [а] мотив знакомой колыбельной песни.) А теперь вы покачайте.

Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол, произнося звук [а].


л




Библиотека Логопеда


17




Медведь и елка

Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой, напри­мер, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Во время встречи между ними происходит диалог.

Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты ее? Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Произнося эти слова, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Различение слов, близких по звуковому составу

Цели:

— развивать фонематический слух;

— учить подбирать рифму;

— находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;

— различать слова-паронимы.

Помоги зайчишке назвать картинки (слова-друзья), похожие по звучанию

Оборудование: игрушка зайчик; предметные картинки: 1-й вариант: мяч — грач, розы — козы, машина — корзи­на, мишка — шишка, бочка — дочка, трава — дрова;

2-й вариант: мак — рак, маски — краски, лук — сук, мышка — шишка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: