Л
Логопед (читает стихотворение и предлагает найти ошибки в тексте)
Неизвестно, что случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться... Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.
Подбери в рифму названия овощей со звуком [к]
Логопед
Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел все лето урожай. Что собрали, отгадай!
Где весною было пусто, Летом выросла... (капуста).
Собираем мы в лукошко Очень крупную... (картошку).
Солнце светило, чтоб Ярче зеленел... (укроп).
От дождя земля намокла. Вылезай, толстушка... (свекла).
Из земли за чуб, плутовку, Тянем сочную... (морковку).
л
Библиотека Логопеда
27
Надо поклониться низко, Чтобы вытащить... (редиску).
Помогает деду внук — Собирает с грядок... (лук).
Просит дедушка Федюшку: «Собирай еще... (петрушку)».
|
|
Вот зеленый толстячок, Крупный, гладкий... (кабачок).
И красавец-великан — Темно-синий... (баклажан).
Испорченный телефон
Речевой материал: стихотворение В. Баширова «Испорченный телефон».
Логопед
— Будьте добры, Позовите врача!
— Куда вы звоните? Какого грача?
— Врача позовите, Будьте добры!
— Чего вы хотите? Какие бобры?
— Будьте бобры, Позовите грача!
— Если бодры,
Так зачем же врача?
Найди «неправильное» слово и замени его подходящим по смыслу
Логопед
Отругала мама зайку —
Не надел под свитер гайку (майку).
В ней всего-то три окна, И за елкой не видна, Хоть бела, но маловата Небольшая наша вата (хата).
[аГ
Речевые игры и упражнения
Л
Много снега во дворе — Едут танки (санки) по горе.
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей дудке (будке).
Посмотрите в воду сами —
С очень длинными усами
Проплывает под мостом
Серый, скользкий, длинный дом (сом).
Когда поранишь ты колено, То покупаешь непременно, Уверенный, что все пройдет, Коричневую жидкость — мед (йод).
Дифференциация слогов
Цели:
— учить четко произносить слоговые ряды в отраженной речи;
— произносить трехсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;
— произносить односложные слова с закрытым слогом;
— подбирать рифму;
— упражнять в определении количества слов;
— формировать навыки анализа и синтеза слов;
— развивать слуховое внимание и память.
Эхо
Слоговые ряды:
СА-ША-СА, ШО-СО-ШО, АС-АШ-АШ,
ША-ША-СА, ШИ-ШИ-СЫ, УС-УС-УШ,
ШУ-СУ-ШУ, СЫ-СЫ-ШИ, ОС-ОШ-ОС,
СО-СО-ШО, АШ-АШ-АС, ИШ-ИС-ИС.
|
|
Логопед (обращается к ребенку). Представь, что ты — эхо. Ты должен повторить за мной цепочки слогов в той же последовательности, в какой я буду их произносить, потому что ты будешь изображать эхо.
Логопед закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а дети по очереди повторяют ее вслух. За каждую неправильно воспроизведенную цепочку игрок получает штрафное очко. В конце игры
л
Библиотека Логопеда
29
подсчитывается количество штрафных очков. Выигрывает тот, у кого их меньше.
Слушай и называй
Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.
Логопед
Ягоды: дыня, малина, мак. (Малина.)
Мебель: дом, комнаты, диваны. (Диваны.)
Овощи: томаты, липа, мука. (Томаты.)
Фрукты: какао, лилии, лимоны. (Лимоны.)
Цветы: липа, пионы, малина. (Пионы.)
Найди лишнее слово
Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.
Логопед
Канава — канава — какао — канава. (Какао.)
Минута — монета — минута — минута. (Монета.)
Утенок — утенок — утенок — котенок. (Котенок.)
Калина — малина — малина — малина. (Калина.)
Колено — колено — колено — полено. (Полено.)
Полина — Галина — Полина — Полина. (Галина.)
Панама — панама — помада — панама. (Помада.)
Отгадай загадки
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Логопед
Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?..
(Май.)
Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы.
30