Дата проведения: 10.04. 2020
Курс: 3 Группа 82 35.01 13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства
Тема программы: Раздел 6. Право
Тема урока № 109-110 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.
Цель: изучить особенности законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России;
совершенствовать умение самостоятельно добывать и систематизировать знания;
формировать чувство ответственности за будущее своей страны.
Литература. Конституция РФ
Ход урока.
Актуализация знаний.
Повтори устно:
-Что такое право?
-Признаки права?
-Функции права?
-Из чего состоит система права?
-Основные принципы устройства России?
-Конституционные обязанности гражданина?
Изучение нового материала
Практическая работа с источником - Конституция РФ.
«Законодательная власть» - глава 5 Конституции
«Исполнительная власть» - глава 6 Конституции
«Судебная власть» - глава 7 Конституции
Ответы на вопросы:
-«Как формируется?»
|
|
- «Каковы функции?» оформить письменно
- «Каково значение?» подготовить устно.
Закрепление.
Выполнение заданий самостоятельно.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
____________(1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную _______(2). Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность ______________(3) каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный ___________(4), в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать ___________(5). Так практически обеспечивается господство _____(6).
Правовое _________(7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
А) право
Б) источник
В) деятельность
Г) кодекс
Д) государство
Е) Конституция
Ж) законы
З) отношения
И) контроль
К) власть
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Выбери верный ответ.
Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что
А) все законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции
|
|
Б) Конституция является единственным правовым актом государства
В) Конституция принимается главой государства – президентом
Г) в Конституцию нельзя вносить никакие поправки и изменения
Акт, принятый высшим представительным органом Российской Федерации, называется
А) постановлением правительства
Б) конституцией РФ
В) Постановлением Верховного суда РФ
Г) Федеральным законом
4. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Компетенция А) осуществляет управление федеральной собственностью Б) решение вопроса о доверии Правительству В) отрешение Президента от должности Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности Д) утверждение указа Президента о введении военного положения Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения Ж) роспуск Государственной думы З) решение вопросов гражданства | Органы власти 1. Президент РФ 2. Совет Федерации 3. Государственная дума 4. Правительство |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
5. Отметьте источники российского права:
А) Конституция РФ
Б) Решение сельского схода жителей
В) Закон РФ «Об образовании»
Г) Указ Президента РФ
Д) Международный пакт «О гражданских и политических правах»
Е) Приказ директора школы села Дербетовка
6. Какой смысл, вкладывают обществоведы в понятие «государственная власть». Составьте два предложения о государственной власти в РФ.
Закончи предложение
1. Государственный орган – это…
2. Ветви власти в РФ…
3. Законодательная власть представлена…
4. Исполнительная власть состоит из…
5.Судебная власть включает в себя…
Домашнее задание.
Выучить: Таблица для самопроверки.
Вопросы для сравнения | Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ? | ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ · Совет Федерации (178 чел) В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от предст. и исполн. органов власти · Государственная Дума (450 чел.) ГД избирается сроком на 4 года, причём 225 депутатов избирается по мажоритарному принципу, 225 – по пропорциональному. (гл.5, ст.94-95 Конституции РФ) | ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. После 3-хкратного отклонения представленной кандидатуры Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. В течение 7 дней Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение структуру исполнительной власти и состав Правительства. (гл.6, ст. 110-112 Конст. РФ) | Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По представлению Президента и с согласия ГД судей назначает Президент РФ и СФ. Судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ по той же схеме назначает Президент и СФ. (ст.83, п.е, ст.125, п.1 Конст.) |
2. КАКОВЫ ФУНКЦИИ? | СФ: утверждение указов Президента об изменении границ, введении военного положения, ЧП, возможном использовании ВС РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности (ст.№ 102). ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение, объявление амнистии (ст. №103 Конституции) | Разработка бюджета и его исполнение, единая финансовая политика, ед. политика в области культуры, образования и здравоохранения, социальное обеспечение, экология и наука, управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, законности и правопорядка, борьба с преступностью (ст.№104) | КС: разрешает дела о соответствии законов, др. нормативных актов Конституции РФ; ВС: высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и др. делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (ст.№125-127). |
3. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ? |
|
|
Преподаватель В.П. Щербакова