Роль общения в жизни людей

 

Общение и его функции. Известный французскийписатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) отметил, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь че-ловеческого общения».

 

Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей.

 

Общение —это процесс взаимодействия людей,в хо-де которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

 

Главная функция общения состоит в том, чтобы спо-собствовать становлению и развитию человека как лич-ности. Ребёнок,родившийся на свет,ещё не научилсяговорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. При помощи взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли, в дальнейшем — чи-тать, писать, правильно вести себя в общении с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учеб-ной, производственной, научной и др.) общение высту-пает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит ещё одна функция общения,которую называют прагматической (от лат. pragma — действие, дело).

 

Общение для любого человека связано с оценивани-ем других людей и установлением каких-то отношений

 

с ними — либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях возникают такие противополож-ные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т. д. Наверное, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в клас-се вместо заболевшего товарища, а кто-то другой, воз-можно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


116 Тема 3. Межличностное общение

Общение, полное добрых чувств, является источником духовного роста. В ходе общения важно оказывать раз-личные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к собе-седнику. Это позволяет человеку утвердиться в собствен-ных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция под-тверждения.

 

Виды и формы общения. Каждый из нас живёт сре-ди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.

 

 

   

Межличностное

       

Неформальное

     
               

 

                       
 

 

         

 

             

 

   
 

Массовое

     

 

           

Ролевое

 
                           
                                           
                                           
                   

Общение

               
                                           
                                           
 

Личное

                         

Прямое

 
                             
 

 

         

 

             

 

   
                                           
 

Деловое

             

Опосредованное

   
       

 

   

 

             

 

   
       

 

 

 

     

 

   

 

 
     

Доверительное

     

Конфликтное

 

 
                                           

 

Схема 1. Виды общения

 

Межличностное общение предполагает непосредствен-ные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (напри-мер, в толпе), а также общение посредством радио, теле-видения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.

 

Выделяют также неформальное общение (например, об-щение с друзьями) и ролевое общение (ученик — учитель,

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 14. Роль общения в жизни людей 117


 

И. А. Давидович. Первопечатник Франциск Скорина (1968)

 

покупатель — продавец, сын — отец и т. д.), в ходе кото-рого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.

 

Общение может быть также личным и деловым. В лич-ном общении осуществляется обмен неофициальной ин-формацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется вы-полнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.

 

Прямым общением называют контакты между людьми

 

в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число та-ких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое обще-ние часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


118 Тема 3. Межличностное общение

О доверительном и конфликтном общении будет сказа-но в следующих параграфах.

 

Выделяют также различные формы общения.

 





Общение

 

 

Монологическое                                       Диалогическое

 

Императивное   Манипулятивное

 

Схема 2. Формы общения

 

Императивное общение(от лат. imperativus —повели-тельный) — авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель контролировать его поведение, принудить к определённым действиям или ре-шениям. Императивное общение основано на беспрекослов-ном подчинении, на категорических указаниях, которые выполняются беспрекословно. Оправданно оно, например,

 

в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма не-приемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.

 

При манипулятивном общении (от лат. manipulus — горсть) влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Оно нередко исполь-зуется в области рекламы и пропаганды, иногда встреча-ется и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами. Манипулятора часто характеризу-ют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к другим, вследствие чего возникает угроза для близких, доверительных отношений.

 

Императивная и манипулятивная формы общения по сути дела являются разновидностями монологического

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 14. Роль общения в жизни людей 119

общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нём истинного собеседника. Мнение другого человека его не интересует, ибо он стремится навязать свою позицию.

 

Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей со-держит диалогическое общение, которое является равно-правным, гуманистическим, доверительным.

 

Основные правила диалогического общения:

 

восприятие партнёра по общению как равного, имею-

 

щего право на собственное мнение и решение; доверие и уважение к намерениям партнёра;

 

учёт в общении чувств, желаний, физического состоя-

 

ния других людей; обсуждение общих проблем;

 

обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, выражение своих истинных чувств

 

и желаний.

 

 

К тридцати годам круг знакомых у каждого человека расширяется в среднем до нескольких сотен, а порой и тысяч. Мы становимся частицей огромного «океана» обще-ния. То, что происходит в нашей жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в их жизни, влияет на нас.

 

Средства общения. Любое общение осуществляетсяпо двум основным каналам передачи информации: речево-му (вербальному) и неречевому (невербальному).

 

Вы уже знаете, насколько значима для плодотворного взаимодействия с другими людьми грамотная и правиль-ная устная и письменная речь. Важную роль в общении играют не только точность употребления слов, правиль-ность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Обычно наиболее привлекательна плавная, размеренная речь.

 

Знаменитый персонаж А. Конан-Дойля (1850—1930) Шерлок Холмс заметил, что люди, с которыми мы общаемся,

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


120 Тема 3. Межличностное общение

дают нам о себе гораздо больше информации, чем содер-жится в их речах или нашей предварительной о них осве-домлённости. Невербальные средства общения — это же-сты, поза, походка, мимика, контакт глазами. Важно даже расстояние, на котором собеседники находятся друг от друга. Возьмём, к примеру, положение рук при беседе. Раскрытые ладони — характерный знак искренности и откровенности. Если человек вас не понимает, то он сопро-вождает раскрытие рук пожиманием плеч. Лёгкое касание кончика носа — знак сомнения.

 

Жесты во многом обусловлены национальными тра-дициями и социальными различиями. У разных народов одно и то же движение может обозначать разные чув-ства. Если вы в разговоре вдруг покажете язык, всем ясно — вы дразнитесь. А в Древнем Китае этот жест понимали как угрозу. У народа майя это был знак му-дрости. Ваша улыбка или хмурое, напряжённое лицо, жесты, движения могут сказать людям гораздо больше, чем ваши слова.

 

 



Некоторые выводы

 

1. Общение — это взаимодействие людей с целью передачи друг другу информации, достижения по-нимания другого человека, выражения своего от-ношения к нему. 2. Различают следующие виды общения: межличностное — массовое, ролевое — не-формальное, личное — деловое, прямое — опосредо-ванное, доверительное — конфликтное. 3. Основны-ми формами общения являются монологическое (им-перативное либо манипулятивное) и диалогическое.

 

4. Гуманистическое по своей сути диалогическое общение позволяет достичь глубокого взаимопони-мания, самораскрытия людей, создаёт условия для их взаимного развития. 5. Общение осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств, которые во многом обусловлены национальными традициями и социальными различиями.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 15. Взаимодействие с окружающими людьми 121

?! Вопросы и задания

 

1. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери о роскоши человеческого общения. На ваш взгляд, какой смысл вложил писатель в эти слова?

 

2. Какую роль играет общение в развитии личности ре-бёнка?

 

3. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842— 1910) отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об-ществе самому себе и оставаться абсолютно незамечен-ным». Прокомментируйте эти слова. Свой ответ аргументи-руйте.

 

4. Л. С. Выготский (1896—1934) указал, что человек и наеди-не с самим собой сохраняет функцию общения. Как бы вы могли обосновать и проиллюстрировать эту точку зрения знаменитого советского психолога?

 

5. Какие виды общения вы считаете самыми важными? По-чему?

 

6. В чём сходство и различие императивной и манипуля-тивной форм общения? каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

 

7. Как вы понимаете смысл основных правил гуманистическо-го общения?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: