Виды общения в группах. Когда несколько человеквступают в общение, между ними возникают связи, ко-торые превращают их в малую группу. Представьте себе пассажиров в купе поезда. Иногда люди ещё и двух слов не сказали друг другу, а контакт между ними уже возник. Это могут быть зарождающаяся симпатия, антипатия, одобрение, осуждение и т. д. Причём обычно находит-ся человек, который берёт на себя функции инициатора общения. И, как ни кратковременно существование такой группы, именно она на этот период, а бывает — и на бо-лее продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Пассажиров в купе можно охарактеризовать как кратковременную и неформальную,
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
128 Тема 3. Межличностное общение
т. е. возникшую случайно, официально не оформленную группу.
Каждый человек является членом многих групп, таких, например, как семья, класс, спортивная команда, трудо-вой коллектив или кружок художественной самодеятель-ности. Группы, специально созданные для определённой деятельности, называются формальными. Такие группы имеют свою структуру, а нередко и устав, регламенти-рующий их деятельность. Группы различаются также по количеству членов. Малыми называют группы, в составе которых от 2 до 30—40 человек.
|
|
В. Д. Поленов. Бабушкин сад (1878)
Школьный класс — это формальная малая группа. Одно-классники объединены в нём общей деятельностью и имеют возможность непосредственного контакта. Внутри такой груп-пы под влиянием взаимных симпатий и антипатий неизбеж-но появляются более мелкие группировки. Присмотритесь
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 16. Общение в малых группах 129
к своему классу: у каждого из одноклассников есть круг ближайшего общения, своя микросреда.
Любой член группы занимает в ней определённое поло-жение. В малой группе формальные роли (староста, отлич-ник, сын директора и т. д.) обычно не являются главными, определяющими это положение. Более важной оказыва-ется степень популярности и авторитетности человека, иными словами, его личный статус.
Может случиться, что человек действует в группе, ко-торую не считает своей. Например, в классе он чувствует себя отчуждённо, зато ему интересны приятели из спор-тивного клуба, либо он вообще подражает героям какого-то молодёжного телесериала и из него заимствует ценности и образцы своего поведения. Группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки поведения, назы-вается референтной (от лат. referre — относить) или эта-лонной. Зная,с кем человек общается,можно определитьего интересы и объяснить многое в его поведении.
|
|
Группы и коллективы. Низший уровень развития груп-
пы — это диффузные (случайные) группы, в которых лю-
ди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Болельщики на стадионе — яркий пример такой группы.
Высшим уровнем развития отношений людей является коллектив. В нём создаются благоприятные условия для совместной деятельности, есть органы самоуправления. Коллектив объединяет людей для выполнения задач,по-лезных обществу, в нём существует атмосфера взаимной ответственной. Все члены коллектива разделяют его ценно-сти, воспринимают его как референтную для себя группу. Межличностные отношения в коллективе имеют характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совме-стимости и слаженности. Даже неожиданные серьёзные трудности не выбивают хороший коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность во взаи-моотношения между людьми.
Развитие группы в коллектив — сложный процесс, ко-торый проходит ряд этапов. Возьмём, к примеру, школь-ный класс. Первый этап характеризуется активным при-способлением школьников к учебному процессу и усвое-нием требований, норм, традиций учебного заведения.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
130 Тема 3. Межличностное общение
На втором этапе формируется актив, состоящий из учени-ков, пользующихся авторитетом у большинства. Одновре-менно классный коллектив осмысливает свои цели, выдви-гает ближайшие задачи и последовательно их решает. Тре-тий этап отличает высокий уровень сплочённости, близости взглядов, оценок и позиций членов коллектива класса в решениях проблем, наиболее значимых для него.
Высокий уровень сплочённости,
близость взглядов, оценок
и позиций членов коллектива
Формирование актива,
пользующегося авторитетом
у большинства членов коллектива
Активное приспособление
и усвоение требований, норм, традиций заведения
Схема 3. Этапы развития коллектива
Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается
к дружной семье, в которой все проблемы решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого её члена и общему благу.
Лидерство и руководство. Важную роль в жизни груп-
пы играют её руководитель и лидер. Руководитель пред-ставляет формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает сама жизнь. Это человек, который хочет и может влиять на других, вести их за со-бой и за которым люди хотят идти. Иногда руководитель и лидер — одно и то же лицо. Это самый благоприятный случай.
Руководство и лидерство связаны с понятиями «власть» и «влияние». Власть подразумевает санкции: позитивные (вознаграждение) или негативные (наказание — лишение вознаграждения или доступа к какому-то благу). Влияние —
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 16. Общение в малых группах 131
понятие более широкое, чем власть, оно тесно связано с лидерством. Это отношение, при котором человек побуж-дает других действовать определённым образом.
Основные умения и способности руководителя:
искусство быть равным; искусство быть лидером;
искусство разрешать конфликты;
искусство обрабатывать информацию;
искусство принимать нестандартные управленческие
решения; искусство распределять ресурсы в организации;
способность идти на оправданный риск и на внедре-
ние нововведений; искусство самоанализа.
Всякий ли человек может стать лидером? При ответе на этот вопрос надо учесть следующее. Во-первых, лидеру присущи такие психологические качества, как уверенность
|
|
в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, организаторские способности. Во-вторых, в разных группах предъявляются неодинаковые требования к лидеру, который должен обла-дать чертами, важными именно для этой группы. Недаром говорят: «какова группа, таков и лидер». В-третьих, в разных ситуациях в качестве лидера выдвигаются разные люди. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению возникающих перед ней проблем.
Часто руководитель и неформальный лидер имеют раз-личные цели: руководитель полностью сосредоточен на задачах, для решения которых группа создавалась, лидер же больше ориентирован на её внутренние интересы. Тем не менее совпадение лидера и руководителя в одном лице бывает весьма эффективным (например, в научном кол-лективе, в молодёжной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп каждая из них может сформировать свои правила и нормы и внутри каждой может определиться свой лидер. Руко-водитель коллектива должен уметь взаимодействовать с
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
132 Тема 3. Межличностное общение
лидерами неформальных групп, выражающими и форми-рующими мнение этих групп.
В процессе управления группой применяют тот или иной способ влияния на подчинённых в зависимости от складывающейся ситуации. Существует три основных стиля управления:авторитарный(посредством приказов,не подлежащих обсуждению), демократический (посред-ством коллективного обсуждения и совместного приня-тия решений) и либеральный, который иногда называют «попустительским» (полное доверие и передача функций подчинённым). Последний может быть результативным, если группа характеризуется высокой сплочённостью и от-ветственностью, иначе он ведёт к развалу, дезорганизации группы.
Некоторые выводы
1. У людей, вступающих в общение, возникают свя-зи, превращающие их в малую группу. 2. Группа проходит в своём развитии, становлении ряд этапов. Высшая форма объединения — коллектив. 3. Глав-ным признаком коллектива является наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и для общества в це-лом. 4. Выдвижение человека в лидеры определяется как его личными качествами, так и особенностями взаимоотношений в группе, её целями, ценностями и нормами. 5. Руководитель группы призван обеспе-чить решение задач, для которых она создана. Лидер больше ориентирован на интересы членов группы; он обеспечивает её сплочённость.
|
|
?! Вопросы и задания
1. Какое объединение людей называют малой группой?
2. Опишите уровни развития социальных групп, охарактери-зуйте их особенности.
3. Перечислите основные черты, присущие коллективу. Каки-ми из этих черт обладает ваш школьный класс?
4. Какой группой является семья? Обоснуйте свой ответ.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 17. Социальная ориентация личности 133
5. Как вы думаете, почему иногда для подростка свой класс перестаёт быть привлекательным, и он сопоставляет своё поведение совсем с другой группой? Как называется такая группа?
6. Какова роль лидера в малой группе?
7. В чём отличие руководителя от лидера?
8. Охарактеризуйте понятия «влияние» и «власть». Приведите примеры использования власти в руководстве группами, членами которых вы являетесь.
9. Какие качества и умения присущи успешному руководи-телю?
10. Напишите эссе на тему «Если бы директором школы был я...».