Нравственные ценности

 

Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оце-нивает свои и чужие поступки, а также события и явле-ния жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

 

Ценность —это значимость,которую предмет илиявление имеет для нас.

 

Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

 

Известная притча рассказывает, как работников, пере-возивших в тачках тяжёлые камни на большой стройке, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зараба-тываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!»

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 21. Нравственные ценности 165

 

По «знаку» ценности делятся на положительные и отри-цательные, или антиценности: наслаждение — страдание, польза — вред, власть — безвластие, свобода — зависи-мость, слава — позор, красота — безобразие, безопасность — опасность, истина — ложь, добро — зло, счастье — не-счастье.

 

Одни ценности принято относить к практическим (ка-рьера, материальные блага, научно-технический прогресс

 

и т. д.), другие — к духовным (музыка, живопись, общение, творчество, знание, вера). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуа-ций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объ-являть одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, сча-стье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравствен-ность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».

 

Смысл жизни. С незапамятных времён перед людь-ми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы?», «Для чего я живу, чего хочу от жизни?». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

 

пессимистический, при котором жизнь восприни-мается как бесконечная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом — смертью;

 

скептический, выражающий сомнение в осмыслен-ности и значимости жизни людей;

 

оптимистический, связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

 

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с проти-воречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или позд-но) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


166 Тема 4. Человек и нравственность

его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни за-ставляют каждого из нас стараться сделать свою жизнь осмысленной, а также совершить всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.

 

Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностя-ми, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого

 

и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких си-туациях человек бывает подорван физически и морально,

 

и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл как раз и является ответом на во-прос «Зачем жить?», потому что он выдвигает ту драгоцен-ную цель, ради которой стоит бороться.

 

Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жиз-нью мы утверждаем самих себя как людей.

 

Свобода. Человек—существо,скованное множествомограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 21. Нравственные ценности 167


 

 

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна (1512—1513)

 

физиологии. ак личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать мно-жество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом со-тканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?

 

Известны две трактовки свободы. Первая:свободаесть познанная необходимость. Поскольку человек дви-жется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимо-сти, как падающий камень подчиняется силе тяготения.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


168 Тема 4. Человек и нравственность

Осознай внешнюю для тебя необходимость как единствен-но возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возмож-ности выбора. Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтер-нативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

 

Между двумя указанными трактовками свободы нет непреодолимого противоречия. Ведь наш выбор будет пра-вильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.

 

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать — тоже по-ступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза — тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию поведения — значит, кто-то выбрал за тебя и ход событий может оказаться неблаго-приятным.

 

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответ-ственность —оборотная сторона свободы;они неразрыв-но связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

 

Вести себя ответственно — значит быть способным ак-тивно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 21. Нравственные ценности 169

Нести ответственность — значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответствен-ность означает стремление свалить выполнение намечен-ного, а также последствия своих действий на других, за-ставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.

 

Счастье. О счастье думают в юности и в старости,егожелают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, являет-ся важнейшим мотивом деятельности.

 

Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже

 

в Древнем Риме существовало около 300 различных пред-ставлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об

 

этой нравственной категории? Стоит, так как очень важно разобраться: что в человеческом счастье зависит от объек-тивных условий и что — от самого человека, его субъек-тивных особенностей.

 

Одним из условий счастья и вообще исходной предпо-сылкой человеческого существования является удовлет-ворение материальных потребностей. Стремление к ма-териальному благополучию и жизненному комфорту — норма человеческого существования. Но благополучие — это простое обладание благами, оно никак не может при-равниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заме-тил: всё, что мы получаем, — это условия жизни, и только то, что мы отдаём, — сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».

 

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, — это удовлетворение духов-ных потребностей, в том числе приобретение новых зна-ний, более глубокое понимание происходящего, успешная

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


170 Тема 4. Человек и нравственность

творческая деятельность. Третье условие — социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людь-ми, уважение с их стороны.

 

Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.

 

Настоящее счастье обычно связано с ощущением не-обыкновенного подъёма духовных и физических сил че-ловека, его стремлением к переживанию всей полноты жизни. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.

 

Счастье —это состояние человека,связанное с чув-ством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

 

Это состояние невозможно без преодоления собствен-ной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье — это, скорее, «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

 








Некоторые выводы

 

1. К высшим нравственным ценностям относят-ся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

 

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Его нельзя получить готовым, а нужно найти самостоятельно.

 

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также в возможности выбора и от-ветственности за последствия совершаемых поступ-ков. 4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духов-ных и социальных потребностей, самореализация личности.

 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 22. Нравственные нормы 171

?! Вопросы и задания

1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

 

2. Как понимается смысл жизни в рамках:

 

а) пессимистического подхода;

 

б) скептического подхода;

 

в) оптимистического подхода?

 

3. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли это удаётся?

 

4. В чём отличие смысла жизни от цели жизни?

 

5. Что легче: иметь свободу или не иметь её? Почему?

 

6. Все ли люди достойны нравственной свободы?

 

7. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «за-конах».

 

8. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обоб-щённое понятие счастья, справедливое для всех?

 

9. А. С. Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

 

«...Чужой для всех, ничем не связан, «Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан».

 

Как вы думаете: почему поэт изменил своё мнение?

 


Нравственные нормы

 

Возникновение нравственных норм. Наверное,вамдоводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

 

Нравственные нормы определяют,как человек дол-жен вести себя по отношению к обществу, другим лю-дям, самому себе.

 

Они возникли не сразу, а формировались на протяже-нии всей истории развития общества.

 

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Не-обходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


172 Тема 4. Человек и нравственность

 

 

В. Е. Маковский. Не пущу! (1892)

 

жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе ко-торого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, по-мощи слабым, их защиты и др. В процессе развития обще-ства устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались

 

в привычку и передавались из поколения в поколение. Возникновение нравственных норм сопровождало ста-

 

новление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллек-тивной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.

 

Значение нравственных норм для общества и че-ловека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь вобществе без общепринятых нравственных норм. Мораль

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 22. Нравственные нормы 173

 

изначально была обращена к каждому индивиду и регу-лировала отношения «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — общество». В процессе разви-тия общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в по-коление. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы

 

и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

 

Нравственные нормы присущи только человеку и фор-мируются только в человеческом обществе. ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими со-ставляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых раз-личных ситуациях. А общество может успешно развивать-ся, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: