Конфликтное и бесконфликтное поведение

 

Типы конфликтов. Отношения между людьми не всег-да складываются беспроблемно. Действительно, могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и цен-ностями во всём ладить друг с другом?

 

Невысокая культура общения — это одна из причин возникновения конфликтов.

 

Конфликт (лат. conflictus —столкновение) —этостолкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их в ущерб другим.

 

Итак, в основе конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнёров по общению. Часто в ситуации конфликта люди неправильно воспринимают свои и чужие

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 139

действия и намерения. К типичным искажениям восприя-тия конфликта относятся следующие:

 

•• «иллюзия собственного благородства», когда кажет-ся, что истина и справедливость полностью на вашей сто-роне;

 

•• «поиск соломинки в глазу другого», когда замечают недостатки прежде всего у оппонента, но не у себя;

 

•• «двойная этика», когда одинаковые поступки свои и оппонента оцениваются по-разному;

 

•• позиция «всё ясно»: чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных.

 

В структуре конфликта можно выделить его участни-ков, причину, конкретный повод и сложившуюся кон-фликтную ситуацию.

 

 


Конфликт

 

Участники                                                                                       Причина Инцидент Конфликтная ситуация

 

Схема 4. Структура конфликта

 

Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, до поры до времени не прояв-ляясь заметным образом. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, есть только один телевизор. Конфликт может возникнуть тогда, когда все трое одновременно выразят желание посмотреть свои лю-бимые передачи (один — вечер поэзии, другой — концерт, третий — футбол) и попытаются завладеть пультом управ-ления. Такие действия, ведущие к конфликту, называют инцидентом.

 

В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым и межгрупповым. Межличностный конфликт—самый

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


140 Тема 3. Межличностное общение

распространённый. В нём несколько участников. Напри-мер, два школьника не могут договориться об участии в «Спортландии». Если кого-то из них поддерживает весь класс, то это уже личностно-групповой конфликт. Кон-фликт между личностью и группой может возникнуть

 

в том случае, если человек займёт позицию, противопо-ложную позиции группы. Нередко человек, мнение кото-рого отличается от мнения группы, принимает интересы коллектива близко к сердцу. Тем не менее его всё равно можно рассматривать как источник конфликта, если он идёт против мнения группы.

 

В межгрупповом конфликте сталкиваются интересы различных групп, входящих в состав определённой орга-низации. Например, конфликт между командами разных классов по поводу подведения итогов спортивного сорев-нования.

 

Случается и внутриличностный конфликт, или кон-фликт человека с самим собой. Он может возникнуть при

 

Адриан ван Остаде. Драка (1637)


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 141

низкой удовлетворённости своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей; часто бывает связан со стрессом. В таком случае человек должен, проанализировав ситуацию, заново обду-мать, что для него является приоритетным, и постараться в дальнейшем контролировать свои действия.

 

Различают конструктивные и неконструктивные кон-фликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти пре-емлемое решение проблемы. Неконструктивный кон-фликт возникает в двух случаях:во-первых,когда однаиз сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции

 

и не желает учитывать интересы другой стороны и, во-вторых, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

 

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Послетого как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации.

 

Стратегия сотрудничества предполагает поиск реше-ния, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Данный способ требует времени и внимания к партнёру. Вместе с тем это единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению кон-фликта.

 

Компромисс достигается урегулированием разногласийчерез взаимные уступки. Преимущества такого поведения в быстром разрешении конфликта. Однако компромиссное решение не всегда самое справедливое, а потому у участ-ников конфликта сохраняется эмоциональная неудовлет-ворённость.

 

Действия в стратегии уклонения направлены на то, что-бы выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не на-стаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. В ответ на обвинения проявляется стремление

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


142 Тема 3. Межличностное общение

перевести разговор на другую тему. Используя этот способ поведения, мы прежде всего хотим сохранить хорошие взаимоотношения. Конфликт при этом не разрешается.

 

Приспособление также выражается в стремлении уйтиот конфликта путём уступок. Человек в этом случае сгла-живает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу другого.

 

В стратегии конкуренции (противоборства) действия направлены на то, чтобы настоять на своём путём откры-той борьбы за свои интересы. Этот стиль поведения целе-сообразен в экстремальных ситуациях.

 

Пути разрешения конфликтов. Иногда участникиконфликта самостоятельно предпринимают попытки раз-решить его. Они могут также обратиться за помощью к постороннему человеку — посреднику, который способен организовать диалог между ними.

 

Часто конфликты между людьми осложняются наличи-ем невысказанных мыслей и чувств. Открытое изложение своего понимания ситуации помогает прояснить суть кон-фликта. При этом рекомендуется использовать такие вы-сказывания, как «я обиделся», «я рассердился» и т. д.

 

Критиковать надо проблему, а не личность. Например, высказывание «Вы нарочно ставите громкую музыку, что-бы раздражать меня» можно заменить таким: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточить-ся, так как это вызывает у меня раздражение». Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой че-ловек. Попытайтесь встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами.

 

При обсуждении конфликта следует избегать угроз

 

и лжи. Обязательное условие — максимально спокой-ный тон высказываний, точность и продуманность фраз. К человеку, который вступил с вами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие. Нужно показывать готовность решать возникшие проблемы, не пуская их на самотёк.

 

Одним из важнейших условий выхода из конфликтных ситуаций является умение спорить.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 143

 

Некоторые правила спора:

 

1. Спор может проводиться только после предваритель-ного согласия обеих сторон обсудить сложившееся положе-ние. Отношения нужно выяснить как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации («здесь и сейчас»).

 

2. Тот, кто начинает спор, должен заранее ясно пред-ставлять ту цель, которую он хочет достигнуть.

 

3. Речь должна идти о проблеме, актуальной для обоих участников.

 

4. Каждый участник спора должен говорить о себе без «шума», с хорошей «обратной связью» (не только говорить самому, но и слушать собеседников).

 

5. Аргументы должны быть деловыми, участники спора должны придерживаться правил честной игры. Нарушение этих правил — использование аргументов, не относящихся

 

к делу или имеющих целью уязвить противника, обобще-ний типа «никогда», «всегда», «все они такие». Но следует помнить, что универсальных и чудодейственных способов разрешения конфликтов не существует.

 

 

Очень важна готовность личности к поиску эффектив-ных путей разрешения ситуации. Следует вырабатывать

 

в себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов. К ним относят эмпатию, доброжелательность, умение быть естественным

 

в отношениях, не скрываться за масками и ролями. Для избежания конфликтов важны:

•• конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы);

 

•• инициативность (способность устанавливать контак-ты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперёд», а не только реагировать на их действия);

 

•• непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к про-исходящему);

 

•• открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


144 Тема 3. Межличностное общение







Некоторые выводы

 

1. В конфликте сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнёров по общению. 2. Правильное понимание конфликта важно для выбора адекватной линии поведения в конфликте и поиска путей его разрешения. 3. Для разрешения конфликта участнику важно выбрать эффективную стратегию, приемлемый стиль поведения. Различают такие линии поведения в конфликте, как уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудни-чество. 4. Важным условием успешного разрешения конфликтных ситуаций является умение спорить.

?!

Вопросы и задания

 
   
 

1.

Что такое конфликт, какова его структура?

 
   
  2. По каким основаниям классифицируют конфликты? Со-  
    ставьте схему типов конфликтов, выделенных по разным  
    критериям.  
  3. Вспомните какой-нибудь конфликт, в который вы были во-  
    влечены, и опишите его. Какой способ поведения вы тогда  
    выбрали?  
  4. Сравните такие стили поведения в конфликтной ситуации,  
    как сотрудничество, уклонение, приспособление, компро-  
    мисс, конкуренция. Приведите примеры.  
  5. Что мешает и что помогает адекватному восприятию кон-  
    фликта?  
  6. Какие приёмы способствуют открытому и эффективному  
    общению участников при разрешении конфликта?  
  7. акие качества личности помогают бесконфликтному обще-  
    нию и конструктивному разрешению конфликтов? Как вы  
    думаете, какие из этих качеств присущи вам?  

 

 

Культура общения

 

Этикет. Чтобы свободно и непринуждённо общаться слюдьми в самых разных ситуациях, нужно овладеть опре-делёнными нормами поведения и особой системой знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, низко поклониться,

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 145

 

похлопать по плечу, обняться и т. д. Этим мы выражаем своё отношение к людям, с которыми встретились.

 

Этикет (от франц.étiquette —ярлык;обхождение,учтивость) — это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Он включа-ет правила поведения в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и определённую форму одежды.

 

Упоминания об этикете встречаются уже в литератур-ных текстах Древнего Шумера. Один из первых тракта-тов о поведении был издан в Средние века, в 1204 году, испанским священником Педро Альфонсо. Он назывался «Дисциплина клерикалис». На его основе были состав-лены многие другие книги по этикету. Русский импера-тор Пётр Первый тоже повелел создать книгу об этикете, «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению».

 

Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (1806—1807)


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


146 Тема 3. Межличностное общение

Этикет подчинён системе ценностей, сложившейся у народа. Нарушение этикета могло привести к вражде и даже войнам между племенами и народами.

 

Этикетные знаки всегда условны. Одна и та же инфор-мация может передаваться у разных народов по-разному. Например, в древности у некоторых народов человеку, принесшему дурную весть, отрубали голову: поступить по-другому было бы неправильно. В Древнем Египте, Китае, Золотой Орде от знания этикета, выполнения его правил также нередко зависела не только карьера, но и жизнь человека.

 

Многие из правил этикета, выработанных человече-ством в давние времена, отражены в выражениях «прекло-нить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной» и т. д.

 

В этикетных целях используются различные предметы, например, приподнятая шляпа, подаренные цветы и др. При этом слова и действия человека не должны вступать

 

в противоречие с его одеждой. Этикет не будет соблюдён, если молодые люди придут в театр в джинсах и пёстрых майках. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, умение вести беседу и принимать гостей — всё это создаёт общее впечатление о достоинстве личности. Таким образом, этикет составляет часть культу-ры каждого человека в отдельности и общества в целом.

 

Наряду с общими существуют специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Так, помимо повседневного этикета есть деловой, служебный этикет. В различных коллективах могут складываться свои этало-ны поведения и способы ведения дел, которые определя-ют корпоративную культуру и стиль данной организации. Главное в этих правилах — уважение к личности делового партнёра. Служебный этикет охватывает правила, регули-рующие отношения между членами коллектива, включая и правила взаимоотношений между руководителем и под-чинённым. Человеку, приходящему в новый коллектив, следует быть внимательным к нормам и традициям, кото-рые здесь сложились.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 147

 

Тот, кто хочет успешно общаться, должен научиться быть вежливым, тактичным, ненавязчивым. Важно вни-мательно выслушивать собеседника, не перебивать в раз-говоре и, прежде чем высказывать своё мнение, узнавать

 

у него, всё ли он сказал, готов ли выслушать вас. Следует, если это уместно, использовать реплики типа: «если я вас правильно понял…», «вы считаете, что…», «вы думаете, что…», «разрешите, я подытожу…» и т. п.

 

Можно найти и другие слова для выражения своего отношения. Важно помнить, что сущность этикета опреде-ляется внутренней готовностью одного человека помочь другому тактично и деликатно.

 

Взаимоотношения между людьми тем богаче, разно-образнее, чем тоньше и полнее усвоенная ими культура общения. Соблюдение правил этикета позволяет нам чувствовать себя уверенно и свободно, испытывать ин-терес к процессу общения и удовлетворённость от него. Человек, владеющий культурой поведения, проявляет её везде — на работе, в семье, на отдыхе, в общественных местах и т. д.

 

Ритуалы и обычаи. Начиная с детства каждый из наспостепенно осваивает стереотипы поведения, воспитывает в себе полезные привычки, хорошие манеры, умение пра-вильно вести себя с родителями, сверстниками, со старши-ми. В наше время человек не только нуждается в других людях как в ценителях его деятельности, но и надеется на сопереживание и участие в его жизни.

 

Каждому из нас приятно иметь дело с людьми, умею-щими правильно вести себя в самых разных обстоятель-ствах. В основе правильного поведения лежат принятые в обществе образцы. К ним относятся прежде всего ритуалы и обычаи.

 

Ритуал (от лат. ritus —священный обряд) —исто-рически сложившаяся форма поведения людей, упоря-дочивающая их действия и имеющая символический характер.

 

Каждое своё действие, каждое обращение мы неред-ко сопровождаем уместными в этом случае ритуалами,

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


148 Тема 3. Межличностное общение

а также «волшебными словами»: «пожалуйста», «благо-дарю вас» и др.

 

Ещё одной формой регуляции поведения являются обы-чаи,которые определяют традиционно установившийсяпорядок поведения. Обычай — это широко распространён-ная форма действий, повторяющаяся в определённых об-стоятельствах. Обычаи не меняются на протяжении веков и обеспечивают культурную и социальную стабильность общества.

 

Обычаи соответствуют образу жизни общества и в разных культурах приобретают различное содержание и смысл. Вместе с тем в обычаях разных народов обнару-живается немало сходного. Примерами могут быть обычаи подчёркивать уважение к старшим, строго соблюдать за-коны гостеприимства, быть сдержанными в общении.

 

Белорусские национальные традиции общения. Ри-

 

туалы и обычаи, являясь неписанными правилами, опреде-ляют поведение в обществе, обеспечивают передачу опыта, способствуют усвоению культурных и нравственных цен-ностей. Ритуалы — это одна из разновидностей обычаев. Некоторые обычаи, которым люди придают особое зна-чение, стараясь сохранить унаследованный от прошлого

 

 

М. М. Филипович. Ночь на Ивана Купалу (1925)


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 149

 

образ жизни, называют традициями. В Беларуси сохраня-ется множество древних, восходящих к языческим време-нам, обычаев и соответствующих им ритуалов. Их следы мы находим в праздниках «Масленица», «Купалье», «До-жинки», «Коляды» и др.

 

Самобытность белорусского народа — результат много-векового развития. После каждого из многочисленных на-шествий завоевателей белорусы начинали строить жизнь почти заново — поднимая из пепла города и сёла, воз-рождая свою культуру. По этой причине упорство яв-ляется одной из наиболее характерных черт белорусов. Белорусам присущи надёжность, трудолюбие, скромность, совестливость, уважение к людям, верность в дружбе.

 

В многонациональных коллективах белорусы, как прави-ло, не склонны образовывать земляческие и национальные микрогруппы, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет решающего значения. Конфликтные си-туации с участием белорусов возникают довольно редко, так как они обычно беззлобно относятся к шуткам товари-щей, не реагируют на подтрунивание. Вместе с тем белору-сы — гордый народ. Их гордость проявляется в отношении к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной гордости не позволяет им пройти мимо несправедливости, унижения другого человека.

 

Многовековая общинность наложила отпечаток на ха-рактер взаимоотношений между людьми. В Беларуси ред-ко увидишь шумные сцены на людях. Высоко ценится взаимопомощь. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия. Множество решений принимается на совете. Праздники часто проводятся всей семьёй.

 

Давайте вспомним основные правила межкультурного

 

общения, выработанные белорусским народом:

•• уважая и ценя белорусскую национальную культу-ру, ясно сознавать, что представитель любой культуры не

устанавливает мировых стандартов;

•• относиться к культуре других с тем же уважением, с каким относишься к своей собственной;

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


150 Тема 3. Межличностное общение

•• понимать, что у каждой культуры, какой бы малой она ни была, есть что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на всеобъемлющее лидерство.

 

 









Некоторые выводы

 

1. Этикет — это совокупность правил поведения, с помощью которых общество регулирует действия че-ловека и даёт общие представления о его достоинстве. Этикет — часть культуры каждого человека в отдель-ности и общества в целом. 2. Важными способами социального регулирования являются ритуалы и обы-чаи — традиционные устойчивые формы поведения.

 

3. Национальные особенности общения белорусского народа отражают его самобытность, своеобразие исто-рического пути. 4. Следует учитывать традиционную основу особенностей поведения и общения предста-вителей разных народов и с уважением относиться к ним.

 

?! Вопросы и задания

1. Какую роль в межличностном общении играет этикет?

 

2. В чём выражается конкретно-исторический характер эти-кета?

 

3. Каковы, на ваш взгляд, социально-культурные функции ритуалов?

 

4. Используя дополнительную литературу, подготовьте со-общение об этикете телефонного разговора, делового письма и электронного общения.

 

5. Какие ритуалы и обычаи белорусского народа вам из-вестны?


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"




Практикум


 

151

 


 

1. Познакомившись со следующим отрывком из книги со-ветского писателя и публициста И. Г. Эренбурга (1891—1967) «Люди, годы, жизнь», покажите на примерах условный и конкретно-исторический характер этикетных знаков.

 

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужо-го человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знако-мят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущённый проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костёл или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах жен-щины не должны входить в храм с непокрытой головой.

 

В Европе цвет траура — чёрный, в Китае — белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идёт под руку с женщиной, порой даже её целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским — ширма не позволяла войти прямо, это связано с представ-лением о том, что чёрт идёт напрямик; а по нашим пред-ставлениям, чёрт хитёр и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхища-ется картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещи-цей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет — того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


152 Тема 3. Межличностное общение

2. А. П. Чехов (1860—1904) в письме брату сформули-ровал своеобразный кодекс человеческой воспитанности. Ознакомьтесь с ним и выскажите своё отношение к этим положениям.

 

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удо-влетворять следующим условиям:

 

1) Они уважают человеческую личность, а потому всег-да снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

 

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

 

3) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя

 

и опошляет его в глазах говорящего. Они не рискуют, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

 

4) Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними».

 

3. Широко известен эксперимент, в ходе которого в разных группах испытуемых перед предъявлением фото-графии одного и того же лица давались разные установки, например: «это преступник» или, наоборот, «это герой». Характеристики лица на фотографии были полярными в зависимости от услышанного.

 

Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе склонны приписывать другим холодность в общении.

 

О чём, на ваш взгляд, говорят эти примеры?

 

4. Что такое альтруизм? Какие качества личности ха-рактерны для альтруиста? Приведите примеры известных

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Практикум 153

 

вам людей-альтруистов. Чем альтруизм отличается от эгоизма?

 

5. Венецианский путешественник Марко Поло (1254—

 

1324) описал этикет пира при дворе монгольского велико-го хана Хубилая (1215—1294).

 

«На пиру великий хан за столом сидит вот как. Его стол выше других столов; садится он на северной сторо-не, лицом на юг; с левой стороны возле него сидит стар-шая жена, а по правую руку, много ниже, — сыновья, племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого хана; а прочие князья садятся за другие столы, ещё ниже. Жёны рассаживаются точно так же. Жёны сыновей великого хана, его племянников и родичей — с левой стороны, пониже, а за ними, ещё ни-же, садятся жёны баронов и рыцарей. Всякий знает своё место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом...

 

Еду и питьё великому хану подают многие князья, а рты и носы у них, скажу вам, прикрыты прекрасными шёлковыми да золотыми тканями, чтобы дух и запах не касались пищи и питья великого хана. Когда великому ха-ну пить, инструменты играют, а тут их многое множество;

 

а возьмёт великий хан чарку в руки, все князья и все, кто там, становятся на колени и низко кланяются... Всякий раз, когда великий хан пьёт, повторяется то же самое».

 

Какие взаимоотношения между людьми характеризует данный пример?

 

6. Что такое корпоративная культура, фирменный стиль? Можно ли школьный этикет считать корпоратив-ным? Поясните своё мнение.

 

7. Прокомментируйте слова из сочинения немецкого гуманиста С. Бранта (1458—1521):

 

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему...

 

Коль видят нас и слышат дети,

 

Мы за дела свои в ответе

 

И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


154 Тема 3. Межличностное общение

Держи в приличии свой дом,

 

Чтобы не каяться потом.

 

8. О культуре общения писатель М. М. Рощин сказал

 

так: «Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаи-моотношения, — будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, — то это и будет ключ поведения. По-пробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причинить ему неудоб-ство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану». <…> «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ла-донь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать, не разорвать, а склеить».

 

Согласны ли вы с автором? Помогут ли эти наставле-ния избежать ненужных конфликтов?

 

9. Подготовьте сообщение о моде как об одном из спо-собов влияния людей друг на друга.


 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"









Урок обобщения


 

155

 


 

1. Членами каких групп вы являетесь? Определите основные признаки каждой из этих групп.

 

2. Что такое коллектив? Какие из предложенных групп можно назвать коллективами: очередь в магазине; учени-ческий класс; спортивная команда; рабочие одного завода; соседи. Назовите основные этапы складывания коллек-тива.

 

3. Что, на ваш взгляд, означает термин «психологиче-ская совместимость членов коллектива»?

 

4. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения в конфликтной ситуации, как компромисс, кон-куренция, сотрудничество.

 

5. Что такое заражение? Каковы его последствия?

 

6. Согласны ли вы с утверждением, что воспитание в коллективе наряду с положительными качествами обяза-тельно формирует у воспитуемого зависимость и конфор-мизм? В каких случаях согласие личности с позицией группы является проявлением конформизма, а в каких — проявлением коллективизма?

 

7. Что означает фраза «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Можно ли в коллективе испытать чувство одино-чества?

 

8. Австралийские психологи Х. Корнелиус и Ш. Дэйр определили конфликт как «нераскрытую возможность». Как вы понимаете данное определение?

 

9. Попытайтесь сформулировать основные правила культуры общения, применимые в ситуациях конфликта,

 

а также пригодные для недопущения конфликта, для вы-хода из него.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: