Нравственное поведение

 

Нравственный поступок и его мотивы. Об уровнекультуры человека судят по его поведению. поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

 

Поведение человека —это реализация его отношенийк другим людям, к обществу и самому себе.

 

Нравственное поведение опирается на нравственноесознание и является результатом свободного выбора лич-ности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Ес-ли человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжёт, не берёт чужого и т. д.), такое поведение считается нор-мальным, т. е. правильным. Встречаясь с людьми трудо-любивыми, самоотверженными, которые готовы прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые не кривят душой, не завидуют чужому успеху, мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Стал-киваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счёт, жаждущим праздной и развратной жизни, который может обмануть, украсть, мы оцениваем его как порочно-го, безнравственного.

 

Структуру нравственного поведения можно представить в схеме, приведённой на с. 184.

 

Центральным моментом нравственного поведения явля-ется поступок, который характеризует способность чело-века к сознательной постановке цели, выбору соответству-ющих средств и самостоятельному действию. Причём цель

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


184 Тема 4. Человек и нравственность

 

Мотив

 

Намерение

 

Постановка цели

 

Выбор средств

 

Принятие решения

 

 

Поступок

 

Последствия

 

 

Оценка


 

 

Внутренняя самооценка

 

(совесть)


 

Внешняя самооценка

 

(общественное мнение)

 


 

Схема 5. Структура нравственного поведения

 

может быть одна, а вот средства её достижения — разны-ми. К примеру, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определённый объём знаний по предмету, но кто-то решит (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки как со стороны окружающих, так и самого ученика.

 

Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым

 

и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рас-сматриваться в совокупности с его мотивами, а также по-следствиями.

 

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает своё действие во время его совер-шения. Это очень сильный регулятор человеческого по-ведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 24. Нравственное поведение 185

 

Джон Джорж Браун. Подкидыш (1907)

 

Мотивы и поступки могут не совпадать или не соот-ветствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят

 

к правильным поступкам, и наоборот: иногда люди скры-вают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие огорчатся ещё больше, потому что перестанут нам верить. Тем не менее бывают ситуации, когда обман является не просто допу-стимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчёты, дезориентировать, чтобы выиграть сражение.

 

Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив подталкивает людей к разным по-ступкам; одна и та же линия поведения может быть про-диктована разными мотивами.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


186 Тема 4. Человек и нравственность

Нравственная оценка. Оценка нравственного уров-ня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих её действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять её сущность.

 

Большую роль в нравственной регуляции поведения играет нравственная оценка, предполагающая осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

 

Каждый человек хочет одобрения, стремится к положи-тельной оценке своих действий. Для этого он совершает хорошие поступки и воздерживается от дурных действий или, случается, скрывает свои промахи. Общественное мнение оценивает поведение, т. е. поступки человека с точки зрения их соответствия нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре

 

с пожилым допускает грубость, если продавец сознатель-но продаёт некачественный товар, если учащийся лжёт педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравствен-ным нормам, принятым в обществе. Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверное, помнят рассказ «Со-весть», в котором девочка решила прогулять занятия. Встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты поче-му прогуливаешь уроки?» И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, её охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья — совесть, а нравственная оценка характеризует соответ-ствие того, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

 

Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 24. Нравственное поведение 187

Свою оценку люди выражают в виде похвалы или пори-цания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

 

«Золотое правило» нравственности. Это фундаменталь-ное правило, часто отождествляемое с самой нравственно-стью. Оно гласит:

 

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

 

Данное правило впервые было чётко сформулировано ещё в середине I тыс. до н. э., причём одновременно и не-зависимо в разных культурах — древнекитайской, древне-индийской, древнегреческой, и имело при этом поразитель-но схожие формулировки. Чаше всего оно осмысливалось как основополагающая нравственная истина, важнейшая практическая мудрость.

 

«Золотое правило» нравственности требует от человека

 

в отношениях с другими руководствоваться такими норма-ми, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались все люди. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на своё место. Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим. Вы хотели бы, чтобы в трудную минуту вам помогли окружающие? Значит, и сами про-тяните руку помощи тем, кто в ней нуждается. Поэтому правильно будет сказать: «Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе». Это правило можно сформулировать и так: «Относись к другим так, как хо-чешь, чтобы они относились к тебе».

 

«Золотое правило» нравственности есть правило взаим-ности. ля самой личности оно есть нравственный закон, требующий определённого поведения. Для других оно фор-мулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие».

 

Таким образом, нравственная личность учреждает мо-ральный закон не для того лишь, чтобы предъявить тре-бования другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме пове-дения.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


188 Тема 4. Человек и нравственность









Некоторые выводы

 

1. Поведение человека выражает его отношение к другим людям, обществу и самому себе. 2. Централь-ным элементом нравственного поведения является поступок, которому предшествуют мотив, постановка цели, принятие решения. 3. Поступок оценивается не только по результатам, но и по мотивам, движущим действиями человека. 4. Нравственная оценка пред-полагает осуждение или одобрение поступка, поведе-ния человека на основе законов морали. 5. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нор-мами, которые пригодны для всех людей и выражают общее требование человечности.

 

 

Вопросы и задания

 

?!

 

1.

Какова структура нравственного поступка?

 
   
  2. И. В. Гёте писал: «Поведение — это зеркало, в котором  
    каждый показывает своё лицо». Как вы это понимаете?  
  3. Что такое нравственная оценка?  
  4. Почему, на ваш взгляд, внешняя оценка поступков, вы-  
    ражаемая общественным мнением, не всегда совпадает с  
    внутренней самооценкой?  
  5. Как формулируется «золотое правило» нравственности?  


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"




Практикум


 

189

 


 

1. Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни или у каждого человека — собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения, ко-торых обычно называют оппонентами.

 

Первая точка зрения. У всех людей смысл жизнидолжен быть какой-то один, ведь все люди по своей при-роде одинаковы. И смысл жизни — это как раз то, что их объединяет и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели неодинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону и они никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща.

 

Вторая точка зрения. То,что у всех людей есть общиеили родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек — это неповторимое существо, поэтому

 

и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно даже не разделяя его взглядов. А действо-вать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жиз-ни, а взаимная выгода.

 

Третья точка зрения. Всё это правильно,но толькоотчасти, потому что смысл жизни у разных людей одно-временно является и общим, и различным. Принадлеж-ность каждого отдельного человека к человеческому роду, определённому обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, по-скольку каждый чем-то отличается от других, это его от-личие тоже может проявляться в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чём-то совпадает, а в чём-то не совпадает со смыслом жизни других людей.

 

Какая из приведённых точек зрения кажется вам бо-лее правильной? Обоснуйте своё мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чём он заклю-чается для вас?

 

2. Познакомьтесь с историей, которую нам поведал древ-негреческий историк Геродот (485(?)—425 гг. до н. э.).

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


190 Тема 4. Человек и нравственность

Многие не раз слышали фразу «богат как Крез». Дело

 

в том, что царь Лидии Крез считался в древнем мире са-мым богатым из людей, поэтому его имя со временем стало символом богатства. Так вот, Крез после завоевания Лидии персидским царём Киром II попал в плен. Перед казнью Крез воскликнул: «О, Солон, Солон!» Кир заинтересовался и спросил, что он хотел сказать этим. Крез ответил: «Прав был Солон! Пока человек не умер, рано говорить, был он счастлив или нет». Почему же Крез в свой последний час вспомнил вдруг греческого мудреца Солона?

 

...В одном из великолепных дворцов Сард — столицы Лидии, которая находилась на территории нынешней Тур-ции, царь Крез принимал знатного гостя — Солона, одного из самых мудрых афинских законодателей. Крез показал гостю из Греции свои сокровища, дворцы, конюшни, а по-том, заранее уверенный в ответе, задал ему вопрос: кого Солон считает самым счастливым человеком из всех, кого он знал в своей жизни?

 

Задумавшись, Солон через некоторое время ответил:

 

— Я считаю самым счастливым из людей афинянина Таллеса.

 

— Почему же? — спросил с плохо скрываемым чув-ством разочарования удивлённый Крез.

 

И Солон разъяснил: во-первых, потому, что Таллес жил

 

в годы расцвета Афин, и, следовательно, вокруг себя он видел много счастливых граждан; во-вторых, он вырастил из своих дочерей и сыновей добрых людей, женил их и выдал замуж, они создали хорошие семьи и дали Таллесу достойное потомство; в-третьих, Таллес жил не зная нуж-ды и горя; в-четвёртых, он храбро сражался за свободу Афин — своего родного города и пал в бою как герой; наконец, в-пятых, благодарные афиняне с почестями по-хоронили его как героя.

 

— А могу ли я считать себя счастливым? — всё же решил спросить царь.

 

— Человек живёт в среднем около 70 лет. Это около

 

26 тысяч дней, каждый из которых не похож на другой. Я не могу сказать, что ты счастлив, пока не услышу о твоём счастливом конце, — ответил Солон.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Практикум 191

 

Как понимал суть счастья, смысл жизни Солон? В чём состоит, на ваш взгляд, поучительность этой истории?

 

3. Великие люди всех времён и народов обращались к теме жизненного пути человека, к тем правилам и зако-нам, которыми он должен руководствоваться. Познакомь-тесь с некоторыми из них:

 

В жизни, прислушиваясь к сердцу, руководствоваться разумом.

 

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышле-ния — это самый благородный; путь подражания — это самый лёгкий, путь личного опыта — это самый тяжё-лый» (Конфуций).

 

Верить в свои силы.

 

«В мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек» (Я. А. Коменский).

 

Творить добро.

 

«Если бы люди сделали общим достоянием то, что полезно, всё, что приносит счастье, мир стал бы раем» (Т. Кампанелла).

 

Быть требовательным к себе.

 

«Чем меньше человек доволен собой, тем нужнее он для других людей и тем больше бывает полезен им» (Л. Н. Толстой).

 

Постоянно трудиться.

 

«Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство» (Л. Н. Толстой).

 

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни» (Ибн Сина).

 

Любить Родину.

 

Пока свободою горим,

 

Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим,

 

Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин).

 

Стремиться к самосовершенствованию.

 

«Человек — целый мир, было бы только основное по-буждение в нём благородно» (Ф. М. Достоевский).

 

«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» (А. П.Чехов).

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


192 Тема 4. Человек и нравственность

«Воспитание, полученное человеком, закончено, до-стигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить» (Ф. Дистервег).

 

Служить людям, быть им необходимым.

 

«Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях» (Марк Аврелий).

 

«Лишь тот испытывает радость, кто может ближнему помочь» (И. В. Гёте).

 

Жить по совести.

 

«Для человека мысль — венец всего живого,

 

А чистота души есть бытия основа» (Энвери). «Совесть — тысяча свидетелей» (Квинтилиан).

 

Понимать людей, выбирать в друзья лучших из них. «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда»

 

(Шота Руставели).

 

«Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостат-ки, оправдывают их или даже одобряют» (Г. Сковорода).

 

Беречь результаты своего и чужого труда.

 

«Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца» (В. А. Сухомлинский).

 

Подумайте, что из этих наставлений вам подходит уже сегодня. Аргументируйте свой ответ.

 

4. Познакомьтесь с кратким пересказом пролога пьесы «Чудак» турецкого писателя Назыма Хикмета.

 

Ночь. По берегу моря тянется тропинка. Посреди до-роги, почти закрывая её, лежит камень...

 

На дороге показывается человек. Несмотря на мрак ночи, он заметил камень. Обойдя его, он остановился, по-ставил ногу на камень — так удобнее — и, зашнуровав развязавшиеся на ботинках шнурки, пошёл дальше. Вслед за ним по дороге идёт ещё один запоздалый путник. К не-счастью, он не увидел камня, споткнулся, упал, ушибся. Ему больно; кряхтя и ругая тех, кто случайно или нарочно оставил камень на тропинке, поднимается он с земли и продолжает свой путь. Третий, проходя по дороге, вовремя остановился. Он перенёс камень на обочину, чтобы сделать

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Практикум 193

 

дорожку безопасной для любимой, которая вот-вот должна пройти здесь. Через некоторое время по этой дорожке прошел четвёртый путник. Его взгляд остановился на огромном камне, лежащем у обочины. В голову закралась порочная мысль: «А что, если поставить камень посреди тропинки? Авось кто не заметит и натолкнётся на камень, упадёт...» И ему не лень — со злорадством поднимает он тяжёлую глыбу, ставит её на дорогу. Ещё один человек идёт вслед за ним по дороге. Он вовремя увидел камень, обошёл его. Но, пройдя несколько шагов, он остановился

 

в раздумье: «Там, на тропинке, остался камень, а впереди ещё целая ночь. Может случиться, что какой-либо чело-век, проходя по дороге, не заметит камень в темноте...» И, обеспокоенный грозящей другим опасностью, он воз-вращается назад и оттаскивает камень с дороги...

 

И ночь, и дорога, и камень — это символы. «Ночь» означает неизвестность, «дорога» — наш жизненный путь, а «камень» олицетворяет всё, что мешает людям быть счаст-ливыми: нужду, болезни, чёрствость, преступления...

 

Что же мы можем сказать о людях, представленных нам Назымом Хикметом в прологе «Чудака»? Как мы определим нравственную позицию каждого из них?

 

5. Подготовьте устное сообщение по одной из следую-щих тем:

 

а) «Роль морали в жизни человека и общества»; б) «Противоречия (парадоксы) добра и зла»; в) «Счастье в жизни человека»; г) «Золотое правило нравственности».

 

6. Изложите письменно свои взгляды на один из сле-дующих вопросов:

 

а) Нравственное поведение современного школьника: казаться или быть?

 

б) Совесть как регулятор моего поведения. в) Зачем мне нужна нравственность?

 

7. Упражнение «Самое хорошее и самое плохое».

 

а) Запишите в тетради в столбик 5 самых приятных событий вашей жизни. После этого в каждом пункте от-метьте, благодаря кому (чему) произошло каждое из них.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


194 Тема 4. Человек и нравственность

б) Запишите в столбик 5 неприятных событий вашей

 

жизни. После каждого пункта отметьте, из-за кого (чего)

 

произошло каждое из них.

 

в) Произведите подсчёт:

 

— общее число событий — А;

 

— события, которые произошли благодаря мне, — х.

Найдите отношение Ax ⋅100%.

Полученное число — это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих.

 

г) Какие события вспоминать легче? Почему? Из-за чего (кого) произошло большее число событий (приятных и неприятных)?

 

Согласны ли вы с тем, что чем больше свободы у чело-века, тем больше ответственности? Почему?

 

8. Познакомьтесь с высказываниями о патриотизме.

 

«Патриот — тот, кто в самые трудные минуты для родины берётся за самые трудные её дела» (П. А. Павлен-ко).

 

«Идея, согревающая патриотизм, — это идея общего блага…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

 

«Если я не устремлюсь на врага, когда дело идёт о спасении моей родины, я не гражданин, а обыватель» (Д. Дидро).

 

«Настоящим гражданином, стойким бойцом за высо-кие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством чело-вечности, — научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей» (В. А. Сухомлинский).

 

«Каждый, кто внёс свою лепту в дело процветания страны физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином» (Я. Чечот).

 

С чего начинается патриотизм? И в чём он выражает-ся? Какое из приведённых высказываний созвучно вашим мыслям?


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"











Урок обобщения


 

195

 


 

1. Что составляет суть морали?

 

2. Опираясь на материалы истории, проследите за из-менением нравственных норм в процессе исторического развития.

 

3. В чём состоит взаимосвязь нравственных норм, ка-честв, принципов, идеалов? Приведите примеры из лите-ратуры.

 

4. Как влияет представление о счастье на выбор чело-веком целей своей жизни?

 

5. Приведите примеры проявления альтруизма и эго-изма, коллективизма и индивидуализма, патриотизма и космополитизма в современном обществе. Дайте им нрав-ственную оценку.

 

6. В чём состоит опасность группового эгоизма? Какие нравственные установки можно ему противопоставить?

 

7. Подготовьте сообщения о личности, в жизни и дея-тельности которой, на ваш взгляд, наиболее ярко прояви-лись патриотические чувства к нашей Родине.

 

8. В чём вы видите проявления патриотических чувств человека в повседневной жизни?

 

9. Прослушайте полонез М. К. Огинского «Прощанье с Родиной». Какие чувства и мысли навеяло это произведе-ние? Что вы знаете об авторе и его судьбе?

 

10. Как вы понимаете слова В. А. Сухомлинского: «Смысл жизни человека состоит в том, чтобы содейство-вать своей жизнью процветанию и развитию человечества». Можно ли на практике реализовать такое представление о смысле жизни? Что для этого необходимо сделать?


 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"






Заключение

 

Завершая изучение первой части курса обществоведе-ния, которая называется «Человек и общество», полезно вновь вернуться к вопросам о том, что такое человек, ка-ковы его отношения и связи с людьми в обществе, какими правилами он должен руководствоваться в жизни.

 

Предлагаем вам провести дискуссию на тему «В чём состоят сущность и призвание человека?».

 

Прежде всего давайте обсудим, чем определяется сущ-ность человека.

 

Мы уже выяснили, что личность — это социальное ка-чество человека. Попробуем определить более развёрнуто, что означает быть личностью.

 

История — результат деятельности миллионов людей. Может ли отдельная личность повернуть, кардинально изменить ход истории? Всегда ли реальное влияние лич-ности на жизнь общества соответствует её замыслам? Если нет, то почему?

 

Человек становится личностью включаясь в культуру, осваивая её ценности и нормы. А что такое культура? Какую роль играет она в жизни человека и общества?

 

Культура включает в себя наследие прошлого; вместе

 

с тем она обращена в будущее. Как связаны между собой эти стороны культуры? Как происходит культуротворче-

 

ство? Как может влиять отдельный человек на культурусвоего народа, своей исторической эпохи?

 

Личностные качества человека проявляются прежде всего в общении с другими людьми. Какие основные про-

 

блемы возникают перед нами в этом общении? Как можнодостичь благополучного разрешения межличностных кон-фликтов? Как для этого нужно строить своё поведение?

 

Общаясь с людьми, совершая поступки, выполняя раз-личные действия, мы обнаруживаем свои нравственные качества. Наше общение регулируется правилами и нор-мами нравственности. В связи с этим давайте установим,

 

какую роль в жизни человека и общества играет нрав-ственность? Какого человека мы с полным правом можем назвать нравственной личностью?

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Заключение 197

 

Духовная основа человеческой личности — это её миро-воззрение. А как формируется мировоззрение? Что такое духовность и какую роль она играет в жизни людей?

 

Решая эти и другие проблемы, вы не только постигаете жизнь человека и общества, но и осуществляете самопо-знание. В чём, на ваш взгляд, состоит польза от размыш-лений о ценностях человеческой жизни и о её смысле, о долге человека перед обществом и самим собой?

 

Путь самопознания нелёгок и ответственен. Мы жела-ем вам достойно идти по этому пути, ответственно делать свой жизненный выбор и стать сознательными строителя-ми нашего общего дома — дома, в котором жить и нам,

 

и последующим поколениям соотечественников, граждан Республики Беларусь.


 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


198 Словарь

 

Альтруизм —добровольная помощь другим людям,готовность жертвовать для них личными интересами.

 

Артефакты —результаты человеческой деятельности;искусственно созданные человеком предметы и явления, от-крытые и используемые им средства и способы действий.

 

Брак —исторически изменяющаяся форма отношениймежду мужчиной и женщиной, посредством которой обще-ство упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

 

Вандализм —разрушение культурных ценностей. Гуманизм —признание человека высшей ценностью и

 

утверждение его права на развитие и применение своих способностей, на свободу и счастье.

 

Деятельность —характерное для человека активное,целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

Добро —то,что полезно людям и способствует само-раскрытию и самореализации человека.

 

Доминирующая культура —совокупность ценностей,верований, традиций и обычаев, которыми руководствует-ся большинство членов общества.

 

Духовность —обобщённая характеристика ценностныхориентиров человека и общества.

 

Европоцентризм —представление о том,что европей-ская культура является образцом для остального мира.

 

Идеология белорусского государства —совокупностьидей и идеалов, которые отражают национально-исто-рические традиции и ценности белорусского народа, ха-рактеризуют основные цели современного развития бело-русского общества.

 

Индивид —человек как отдельный,единичный пред-ставитель человеческого рода.

 

Индивидуальность —отличительные биологические,психологические и социальные качества человека.

 

Интерес —реальная причина,которая осознаётся нами

 

и направляет познавательную и практическую деятель-ность.

 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Словарь 199

 

Исторический процесс —последовательность событий

 

в жизни общества, которая явилась результатом деятель-ности многих поколений людей.

 

Коллектив —имеющее органы самоуправления объеди-нение людей для выполнения полезных для общества за-дач, в котором существует атмосфера взаимной ответствен-ности и созданы благоприятные условия для совместной деятельности.

 

Коллективизм —согласие с позицией группы в ре-зультате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива.

 

Коллективист —человек,который воспринимает ипереживает интересы социальной группы, в которую он включён, как самые ценные и значимые для себя.

 

Контркультура —отрицание принятых в обществе цен-ностей, норм и правил.

 

Конфликт —столкновение людей,имеющих взаимои-сключающие цели и реализующих их в ущерб другому.

 

Конформизм —изменение поведения в результате ре-ального или воображаемого давления группы.

 

Космополитизм —осознание себя«гражданином ми-ра», а не конкретной страны.

 

Ксенофобия —неприязнь или ненависть к чужимвзглядам и обычаям, боязнь чужого.

 

Культура —специфически человеческий способ жизни,включающий процесс и результаты человеческой деятель-ности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.

 

Личность —человек как сознательный и ответствен-ный субъект деятельности и отношений с людьми.

 

Малая группа —объединение людей для общения и со-вместной деятельности, в составе которого от 2 до 30—40 человек.

 

Массовая культура —культура,ориентированная напотребности большинства людей в их повседневной жизни, не требующая изысканного вкуса, доступная и понятная всем независимо от уровня образования, возраста и на-циональности.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


200 Словарь

Менталитет —национальный характер;образ мыслейотдельного человека или группы людей.

 

Мировоззрение —обобщённое понимание человекомсамого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений.

 

Мораль —законы человеческого поведения,которыевыражают высшие ценности человека как разумного и от-ветственного существа.

 

Моральная оценка —осуждение или одобрение поведе-ния или поступка, образа мыслей или жизни человека на основе требований морали.

 

Направленность личности —совокупность устойчивыхмотивов, которые ориентируют деятельность и поведение личности.

 

Наука —особая отрасль деятельности,целью которойявляется производство новых знаний о природе и обществе.

 

Национализм —национальный эгоизм,противопостав-ление своей родины другим странам и народам.

 

Нравственное поведение —результат свободного вы-бора личности с опорой на нравственное сознание, усво-енные нравственные нормы и принципы, сформированные качества.

 

Нравственные нормы —сформировавшиеся на протя-жении всей истории человеческого общества представле-ния о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе.

 

Нравственный идеал —целостный образец нравствен-ного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

 

Нравственный принцип —стратегическая установкачеловека в его отношениях с людьми.

 

Общение —процесс взаимодействия людей,в ходекоторого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

 

Общество —исторически развивающаяся совокупностьотношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Словарь 201

 

Обычай —традиционно установившийся порядок по-ведения, обеспечивающий культурную и социальную ста-бильность общества.

 

Патриотизм —любовь к Родине(своему государству,народу, к тем местам, где человек родился и вырос).

 

Поведение —реализация отношений человека к дру-гим людям, к обществу и самому себе.

 

Политика —область отношений между людьми и обще-ственными группами, связанных с завоеванием, удержани-ем и использованием государственной власти.

 

Потребность —нужда в чём-либо,отсутствие чего-либоважного, нужного для жизни.

 

Практический гуманизм —нацеленность на реальныедостижения в интересах отдельного человека, конкретных людей и общества в целом.

 

Революция —резкий,скачкообразный переход к ново-му качественному состоянию общества.

 

Самооценка —оценка личностью своих качеств,способ-ностей, поступков.

 

Семья —малая социальная группа,члены которойсвязаны брачными или родственными отношениями, об-щностью быта, взаимной помощью и моральной ответ-ственностью.

 

Сознание —присущая человеку способность воспроизво-дить действительность в мыслях и образах, понимать про-исходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

 

Социальная информация —мысли и представления,выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры.

 

Социальная роль —нормативно одобряемый образецповедения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

 

Социальный ритуал —исторически сложившаяся фор-ма поведения людей, упорядочивающая их действия и носящая символический характер.

 

Субкультура —подсистема культуры,характеризующаяобраз жизни и ценности отдельных социальных групп.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


202 Словарь

Счастье —состояние человека,связанное с чувствомглубокой моральной удовлетворённости и ощущением пол-ноты бытия.

 

Творчество —человеческая деятельность,создающаяпринципиально новые материальные и духовные ценности.

 

Темперамент —совокупность индивидуальных особен-ностей, которые придают своеобразие поведению и дея-тельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

 

Техника —совокупность орудий,сделанных человекомдля преобразования природной среды и создания других предметов культуры.

 

Традиция —культурное наследие,которое передаётсяиз поколения в поколение.

 

Труд —осознанная целенаправленная деятельностьчеловека, в процессе которой он создаёт блага, нужные для жизни.

 

Убеждение —твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном.

 

Установка —состояние готовности человека совершитьчто-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.

 

Характер человека —совокупность относительно устой-чивых свойств человека, которые проявляются в действи-ях и поступках.

 

Харизма —исключительная одарённость.

 

Ценность —значимость предмета или явления длячеловека.

 

Школа —специально организованная образовательнаясреда, которая включает учителей, учеников и средства обучения; учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Эволюция —постепенные и вместе с тем существенныеизменения в общественной жизни.

 

Эгоизм —черта личности,которая заключается в себя-любии, сосредоточении на своём Я, равнодушии к другим людям.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


Словарь 203

 

Экономика —особая сфера общественной жизни,вклю-чающая производственную и связанные с ней другие виды хозяйственной деятельности, а также отношения между людьми, необходимые для её осуществления.

 

Элитарная культура —субкультура привилегирован-ных групп общества.

 

Этикет —совокупность правил,касающихся внешнегопроявления отношения к людям.

 

Этноцентризм —суждения о других культурах с по-зиции превосходства культуры своего народа.

 

Язык —универсальное средство оформления,хра-нения, передачи и создания новых культурных ценно-стей.

 

«Я-концепция» —относительно устойчивая системапредставлений человека о самом себе.


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


204 Литература

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: