Анализируйте каждое из пяти утверждений отдельно

ОГЭ-2020. Задание № 2

Синтаксический анализ

Задание 2 выполняется на основе прочитанного текста, состоящего из 5 предложений. Оно направлено на комплексную проверку знаний учащихся в области синтаксиса: умения определять грамматическую (предикативную) основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, виды второстепенных членов предложения; находить однородные и обособленные члены предложения, конструкции, которые не являются членами предложения — вводные слова, словосочетания и предложения, обращения; определять виды сложных предложений, виды связи простых предложений в составе сложных, типы придаточных предложений и типы подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Из пяти данных на выбор утверждений только два могут быть верными. Правильное выполнение задания оценивается одним (1) баллом. Пример задания:

2


Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, — Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 две грамматические основы.

2) В предложении 2 грамматическая основа — проблема не решена.

3) В первой части предложения 3 простое глагольное сказуемое.

4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: ___________________.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений. В задании 2 основное внимание уделяется именно теории. Все теоретические сведения, необходимые при анализе конкретных предложений, Вы найдёте в разделе «Справочные материалы».

Начинается данный подраздел с обучения различению главных и второстепенных членов предложения, выявлению грамматической основы предложения. Используйте традиционные способы: задавайте вопросы к словам, определяйте лексический состав членов предложения, помня, что они могут быть выраженными не только одним словом, но и словосочетанием (таблицы 2.1–2.4). Особое внимание уделите односоставным предложениям (таблица 2.5).

Следующий этап работы — анализ структуры простого предложения: выявление однородных и обособленных членов предложения, вводных конструкций, обращений, наличия прямой речи. Каждая синтаксическая конструкция имеет свои особенности, которые определяются её ролью в раскрытии содержания высказывания. Применяйте способы синтаксического анализа, представленные в таблицах 2.6–2.9.

Анализ любого предложения, особенно сложного, рекомендуем начинать с определения грамматической основы, причём лучше всего помогать себе графическими обозначениями. Затем переключите внимание на союзы / союзные слова, которыми соединяются предложения. Не упускайте из виду, что некоторые подчинительные союзы / союзные слова (если, чтобы, когда) могут стоять в начале всего предложения. Чтобы избежать ошибок в классификации видов сложных предложений, надо повторить разряды союзов / союзных слов (таблицы 2.10–2.18), а также постоянно тренировать умение составлять вертикальные (блочные) схемы предложения.

Алгоритм выполнения задания

1) Прочитайте текст.

Анализируйте каждое из пяти утверждений отдельно

2) Прочитайте первое утверждение; отметьте, наличие какого именно синтаксического явления в предложении заявлено в этом утверждении.

3) Внимательно перечитайте первое предложение текста, осмыслите его содержание и синтаксическое строение.

I. Если речь идёт о грамматической основе:

4) Найдите подлежащее — то, о чём говорится в предложении. Подлежащее, как правило, стоит в начальной форме и отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?».

5) Найдите сказуемое. Оно обозначает, что именно говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Каков (какой) он?», «Что он такое?», «Кто он такой?». Определите тип сказуемого (если это необходимо).

6) Определите состав грамматической основы и / или количество грамматических основ.

7) Выявите, полным или неполным, двусоставным или односоставным является предложение; определите тип односоставного предложения.

8) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

 

II. Если речь идёт о второстепенных членах предложения:

4) Определите подлежащее и сказуемое.

5) Найдите состав подлежащего: слова, которые связаны по смыслу и / или грамматически с подлежащим (определения, дополнения).

6) Найдите состав сказуемого: слова, которые связаны по смыслу и / или грамматически со сказуемым (дополнения, обстоятельства).

7) Определите типы второстепенных членов предложения и (если нужно) их разряды.

8) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

 

III. Если речь идёт об однородных членах предложения:

4) Определите подлежащее и сказуемое.

5) Найдите слова, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.

6) Определите типы однородных членов предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

7) Проверьте наличие обобщающего слова.

8) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

 

IV. Если речь идёт об обособленных членах предложения:

4) Определите подлежащее и сказуемое.

5) Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.

6) Найдите в этих конструкциях главное слово, определите его часть речи — так Вы определите, чем выражен обособленный член предложения.

7) Найдите в предложении определяемое слово, задайте от него вопрос к обособленной конструкции.

8) Классифицируйте тип обособленного члена (определение, дополнение, обстоятельство).

9) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

 

V. Если речь идёт конструкциях, не являющихся членами предложения (вводных словах или обращениях):

4) Определите подлежащее и сказуемое.

5) Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.

6) Проверьте, можно ли к словам, выделенным знаками препинания, поставить вопрос от других членов предложения.

7) Проверьте, не называют ли эти слова того, к кому / чему обращаются с речью.

8) Уточните значения найденных конструкций по списку значений вводных слов.

9) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

 

VI. Если речь идёт о сложных предложениях:

4) Определите подлежащее и сказуемое.

5) Отметьте союзы / союзные слова, определите их разряд.

6) Составьте горизонтальную схему предложения — выявите виды связи между простыми предложениями в составе сложного, определите типы придаточных.

7) Составьте вертикальную схему предложения — выявите типы подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными.

8) Сверьте с характеристикой предложения, данной в утверждении.

Вывод

Если результат Вашего синтаксического анализа совпадает с характеристикой предложения, данной в утверждении, значит, Вы нашли правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

 

Комментарий

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

В комментарии показано выполнение задания 2, приведённого в начале раздела. Сначала обязательно прочитайте текст, так как любая синтаксическая конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.

Первое утверждение содержит указание на некоторые синтаксические особенности первого предложения: «1) В предложении 1 две грамматические основы». Обратите внимание на то, что речь идёт о количестве грамматических основ, значит, рассуждение надо строить по разделу I алгоритма.

Перечитайте первое предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о чём и / или о ком говорится в предложении и как действуют субъекты. Для наглядности обозначьте подлежащее и сказуемое графически, составьте горизонтальную схему предложения:

 

(1)[ Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том], (что на ней живёммы — разумные люди), (появление которых стало вершиной эволюции).

Вывод. В результате анализа выяснилось, что в первом предложении три грамматические основы, а в утверждении написано, что их две. Ответ ошибочный.

 

Второе утверждение также нацелено на работу с грамматической основой, но в более сложном аспекте — на выявление её состава: «2) В предложении 2 грамматическая основа — проблема не решена».

Перечитайте второе предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о чём и / или о ком говорится в предложении и как действуют субъекты.

(2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.

Что? — «проблема» (подлежащее). Какова? — «не решена» (составное именное сказуемое с нулевой связкой в настоящем времени и именной частью, выраженной кратким причастием). Грамматическая основа — «проблема не решена».

Вывод. Ответ соответствует данному в утверждении. Ответ правильный. Запишите номер утверждения в строку ответа.

 

Третье утверждение требует применить знание типов сказуемых: «3) В первой части предложения 3 простое глагольное сказуемое» Прежде всего надо найти грамматическую основу и обозначить её графически. Затем необходимо определить состав сказуемых и установить тип сказуемого в первой части сложного предложения.

 

(3)[ Следы жизнибыли обнаружены в горных породах], (возраст которых — около миллиарда лет).

Сказуемое в первой части выражено кратким причастием с глаголом-связкой «быть», употреблённом в прошедшем времени, значит, это составное именное сказуемое.

Вывод. Результат синтаксического анализа и утверждение не совпадают. Ответ ошибочный.

 

Четвёртое утверждение нацелено на работу с обособленными членами предложения: «4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения», поэтому надо рассуждать по разделу IV алгоритма. Найдите грамматическую основу, чтобы исключить её из области анализа. Далее определите, какие конструкции выделены запятыми. Вспомните, что уточняющие члены предложения сужают понятие, названное в основной части предложения, и отвечают на тот же вопрос, что и уточняемое слово (см. таблицу 2.7).

          вв.

(4)[ Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала ], [ имелисьатмосфера и гидросфера ].

Второй запятой разделяются два простых предложения в составе сложного бессоюзного. А первая запятая отделяет словосочетание, не связанное ни с одним словом в предложении. Это дополнительное замечание автора — вводная конструкция (см. таблицы 2.8, 2.9).

Вывод. Результат синтаксического анализа и утверждение не совпадают. Ответ ошибочный.

 

Пятое утверждение заставляет обратиться к синтаксису сложного предложения: «5) Предложение 5 сложносочинённое». Найдите грамматические основы и союзы / союзные слова, связывающие части сложного предложения, определите разряд(-ы) союза(-ов).

 

(5)[А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, —

Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля], но, [в отличие от неё, онибезжизненны ].

Предложение сложное, содержит две грамматические основы. Союз «но», противопоставляющий содержание второго предложения содержанию первого (см. таблицы 2.10 – 2.11), — сочинительный. Значит, предложение сложносочинённое.

Вывод. Ответ соответствует данному в утверждении. Ответ правильный. Запишите номер утверждения в строку ответа.

 

Итак, в строке ответа надо записать: 25.

 

Ответ: _ 25 ___________________.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: