Выявление грамматической основы
Ошибки в выполнении задания связаны с непониманием структуры предложения, неумением определять структурные связи между элементами предложения, задавать смысловые вопросы.
Ученик неверно определяет подлежащее, выраженное именем существительным, смешивая именительный и винительный падеж; не учитывает разные способы выражения подлежащего (словосочетание, однородные подлежащие, сочетание количественного числительного с именем существительным и т. д.), часто в качестве подлежащего рассматривает только имя существительное, игнорируя другие части речи, также способные выступать в функции главного члена предложения: глагол, определительное местоимение, имя прилагательное или причастие в предметном значении и т. д., что объясняется неумением задавать смысловые вопросы к словам как к членам предложения, а не как к частям речи.
Неверное определение сказуемого также в основном связано с незнанием многообразия способов его выражения, неумением находить разные типы сказуемых. Не классифицируют простое глагольное сказуемое, если оно выражено формой будущего сложного времени, формой повелительного или условного наклонений с формообразующими частицами. В составных глагольных сказуемых часто указывают только вспомогательную часть, пропуская связку. У составных именных скзуемых неверно определяют границы сказуемого из-за незнания способов выражения именной части.
|
|
Ещё одна большая проблема — незнание типов односоставных предложений и способов выражения сказуемого в таких предложениях.
Определение второстепенных членов предложения
Незнание способов выражения разных членов предложения является причиной смешения главных и второстепенных членов предложения, выраженных одинаковыми грамматическими формами: например, инфинитив может выступать в функции главного члена предложения (Я буду помогать. Помогать людям — это очень важно!), в функции определения (Клуб ставит цель помогать людям), в функции дополнения (Я прошу вас помочь мне),в функции обстоятельства цели (Я пришёл вам помочь).
Выявление однородных членов предложения
Члены предложения, выраженные разными частями речи, ученики могут не опознать как однородные: Туристы с трудом (сущ.), медленно (нареч.) шли по раскисшей от дождей дороги.
При однородных членах предложения, выраженных нарицательными существительными, часто не выявляется обобщающее слово — имя существительное с собирательным или абстрактным значением: Бури, ураганы, тайфуны, цунами — природные катаклизмы стали особенно опасны в последние годы.
|
|
Выявление обособленных членов предложения
Сложно узнаются обособленные определения со значением причины или уступки, стоящие перед главным словом: Обрадованные подарком, дети захлопали в ладоши; определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами: Наступили тёмные августовские ночи, полные крупных звёзд.
Иногда ученики путают разряды обстоятельств, принимая обстоятельство места за обстоятельство времени и квалифицируя одно из них как уточняющий член предложения: (когда?) Рано утром (где?) далеко за городом раздалось гудение самолёта-разведчика.
Выявление конструкций, не являющихся членами предложения
В школьной практике ученики часто смешивают вводные слова и члены предложения, особенно если они выражены глаголами: Небоказалось побагровевшим от гнева — Небо, казалось, побагровело от гнева.
Традиционно сложно различаются однако — вводное слово и однако — союз но; наконец — вводное слово и наконец — наречие: Синоптики обещали жару, однако (=но) дожди не прекращались ещё неделю. — Дожди, однако (вв.), не прекращались ещё неделю.
Определение особенностей сложного предложения
Ошибки в определении особенностей конструкции сложного предложения связаны со многими причинами: неумением опознавать грамматические основы, незнанием типов придаточных и неумением правильно задавать к ним вопросы, непониманием логических связей между частями сложного предложения, отсутствием навыков различения видов сложных предложений и типов подчинительной связи и т. д.