Раздел 4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм

 

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская фонограммная конвенция) представляет собой специфическое дополнение к Римской конвенции.

В отличие от Римской конвенции 1961 г., регулирующей на международном уровне вопросы охраны трех групп владельцев смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания), Женевская конвенция посвящена только вопросам предоставления охраны производителям фонограмм от определенных действий, нарушающих их интересы.

Женевская конвенция не требует предоставления национального режима охраны для иностранных обладателей прав на фонограммы, а только предусматривает для государств-участников обязанность по предоставлению охраны интересов производителей фонограмм в отношении весьма ограниченного перечня действий (ст. 2 Конвенции):

1) производства копий (воспроизведения экземпляров) фонограмм без согласия производителей фонограмм, если производство копий осуществляется с целью их распространения среди публики;

2) ввоза (импорта) таких произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм на территорию государства-участника, если ввоз осуществляется с целью распространения таких экземпляров среди публики;

3) распространения среди публики произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм[7].

Определение конкретных юридических мер, с помощью которых должна обеспечиваться охрана прав производителей фонограмм, целиком предоставлено на усмотрение национальных законодательств государств - участников Женевской конвенции. Эти юридические меры могут основываться как на режиме, характерном для охраны смежных прав или различных авторско-правовых концепциях, так и на правилах защиты от недобросовестной конкуренции или уголовных санкциях: "За национальным законодательством каждого государства-участника сохраняется право определения юридических мер, посредством которых настоящая Конвенция будет применяться и которые будут включать одну или более мер из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций" (ст. 3 Женевской конвенции).

Фактически Женевская конвенция предназначена только для борьбы с тиражированием и распространением контрафактных экземпляров фонограмм на разных материальных носителях.

Хотя положения Римской конвенции обеспечивают более высокий уровень охраны прав производителей фонограмм, в том числе предоставление национального режима охраны, в отношении иностранных фонограмм, записанных после 13 марта 1995 г., но до 26 мая 2003 г., охрана в России обеспечивается только на основании Женевской конвенции, поскольку ни та, ни другая конвенции не предусматривают предоставление так называемой ретроактивной охраны, т. е. не требуют предоставления охраны в отношении фонограмм, опубликованных до даты присоединения страны к соответствующей конвенции.

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. 

Необходимым, на мой взгляд, условием реализации охраны прав иностранных авторов в России является все же наибольшая координация норм российского законодательства с международными нормами авторского права, ликвидация противоречий, стремление к единообразию в регулировании данных общественных отношений, не только с точки зрения определения предмета, объекта и сроков, но также системы, степени и методов охраны.

На мой взгляд, чрезвычайно важно, чтобы как на национальном уровне, так и на международной арене, у иностранных авторов, артистов – исполнителей и производителей фонограмм имелась абсолютно четкая уверенность в том, что принадлежащие им авторские и смежные права не будут использованы без их на то согласия. Без этой уверенности мировая культура может не узнать новых гениальных композиторов, талантливых певцов и музыкантов.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СПС «Консультант плюс»;

2. Всемирная конвенция об авторском праве (пересмотренная в Париже 24.07.1971) // СПС «Консультант плюс»;

3. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Заключена в г. Риме 26.10.1961) // СПС «Консультант плюс»;

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в Женеве 29.10.1971) // СПС «Консультант плюс»;

5. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" // СПС «Консультант плюс»;

6. Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года / под ред. И.А. Близнеца. – 2005.

7. Близнец И.А, Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: Учебник. – под ред. И.А. Близнеца. – Проспект, 2010.

 


[1] Близнец И.А, Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: Учебник. – под ред. И.А. Близнеца. – Проспект, 2010. – С.13.

 

[2] Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СПС «Консультант плюс»

[3] Близнец И.А, Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: Учебник. – под ред. И.А. Близнеца. – Проспект, 2010. С. 97.

 

[4] Всемирная конвенция об авторском праве (пересмотренная в Париже 24.07.1971) // СПС «Консультант плюс»

[5] Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года / под ред. И.А. Близнеца. – 2005. С. 54.

[6] Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Заключена в г. Риме 26.10.1961) // СПС «Консультант плюс»

[7] Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в Женеве 29.10.1971) // СПС «Консультант плюс»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: