Чтение партитуры с листа

Особенности чтения хоровых партитур

Различных типов и видов на занятиях вокального кружка.

Материал подготовила

концертмейстер Образцовой

шоу-группы «Поющие Звёзды»

г. Джанкой, Республики Крым

МОУ лицея «МОК №2»

Гаврилович Елена Станиславовна

Виды работы

Хоровая партитура. Возникновение, общие сведения. Важнейшие обозначения. Различные виды ознакомления с партитурой. Чтение с листа. Транспонирование.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).

Чтение партитур с инструментальным сопровождением, способы исполнения. Чтение партитур с участием солистов.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Сложные хоровые партитуры a capella с развитым мелодическим и ритмическим рисунком, элементами подголосочной полифонии, возможными divisi. Чтение с листа.     

Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз.

Исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр). Чтение партитур в ключах «До».

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз.

В результате занятий педагог должен уметь:

- выразительно исполнять хоровую партитуру на фортепиано, соблюдая агогические ударения в словах и цезуры, связанные с фразировкой поэтического и музыкального текста, показать навыки владения штрихом «legato»;

 

- сочетать пение одной из партий с одновременным исполнением партитуры на фортепиано как полностью, так и исключая партию, исполняемую голосом;

- петь аккорды по вертикали;

- подготовить аннотацию на изучаемую партитуру;

- читать с листа и транспонировать хоровые партитуры в тональности на секунду вверх и вниз.

 

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Предполагается, что сложные хоровые партитуры a capella также не останутся без внимания.

В результате занятий пелдагог  должен уметь:

- исполнить на фортепиано отдельно хоровую партитуру и отдельно - сопровождение;

- исполнять сопровождение при одновременном пении любой партии хора;

- исполнять сопровождение и и петь партии солистов или отдельные реплики, предшествующие вступлению хора в оперно-хоровых сценах, кантатах и ораториях;

- исполнять сопровождение при одновременном исполнении педагогом хоровой партитуры на втором инструменте (и наоборот);

- исполнять хоровую партитуру, заполняя паузы хора сопровождением;

- присоединять фортепианное сопровождение к хоровой партии;

- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение;

- читать с листа и транспонировать лёгкие партитуры с сопровождением на секунду вверх и вниз.

Далее -

Основной вид работы – исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение партитур в ключах «До».

В результате занятий педагог должен уметь:

- отчётливо представлять логику полифонического развития голосов;

- уметь исполнить каждый из голосов партитуры в отдельности, либо чередуя разные сочетания голосов; полное исполнение полифонической хоровой партитуры должно стать результатом тщательной проработки каждого голоса в отдельности; при этом кантилена в исполнении полифонии должна стать новым этапом в овладении штрихом «legato»;

- уметь чувствовать и передать стилевые особенности музыки разных эпох – Возрождения, Барокко, классицизма, романтизма, музыки русских композиторов 19 и 20 веков, народных песен;

- исполнять хоровые партитуры, написанные в вокальных ключах «До»;

- читать с листа и транспонировать несложные хоровые партитуры в тональности на секунду и терцию вверх и вниз;

- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение.

Содержание

На протяжении всего  обучения, в процессе индивидуальных (практических) занятий, помимо работы над исполнением хоровых партитур, также ребенок получает теоретические знания, касающиеся предмета обучения.

Теоретическая часть дисциплины

Хоровая партитура

Общие сведения о хоровой партитуре. Возникновение хоровой партитуры. Строение хоровой партитуры. Ключевые обозначения хоровых партий. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Различные виды записи хоровых партитур. Особые партитурные обозначения.

Работа над партитурой

Различные виды ознакомления с хоровой партитурой. Специфика исполнения на фортепиано хоровых партитур. «Legato» как основной способ звуковедения в хоре. Роль правильной аппликатуры при исполнении хоровых партитур на фортепиано. Различные аппликатурные приёмы. Распределение голосов партитуры между правой и левой руками. Способы упрощения партитур при исполнении на фортепиано. Педализация. Вокально-хоровой анализ.

Чтение партитуры с листа

Чтение с листа – важнейший навык в курсе чтения хоровых партитур. Основная задача чтения с листа – ознакомление с неизвестным сочинением. Для успешного овладения этим навыком необходимо уметь видеть нотный текст немного впереди фактического звучания партитуры, одновременно читать её по горизонтали и вертикали. Необходимость систематических занятий по чтению партитур с листа с самого начала изучения курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: