ОТЧЕТ
Производственная практика (технологическая практика)
(наименование практики)
обучающегося
(И.О. Фамилия)
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) 20.03.01 Техносферная безопасность
ГРУППА ТБбд-1602б
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ
(И.О. Фамилия )
ДАТА СДАЧИ ОТЧЕТА 22.02.2020
Руководитель практики от организации
(предприятия, учреждения, сообщества)
(фамилия, имя, отчество, должность)
Тольятти 2020
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
|
|
Институт инженерной и экологической безопасности
(наименование института)
Департамент бакалавриата института инженерной и экологической безопасности
(наименование департамента)
АКТ о прохождении практики
Данным актом подтверждается, что
обучающийся
(И.О. Фамилия)
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) 20.03.01 Техносферная безопасность
ГРУППА ТБбд-1602б
Проходил производственная практика (технологическая практика)
(наименование практики)
в
(наименование организации)
в период с 10.02.2020 по 22.02.2020 г.
Руководитель практики от департамента:
(фамилия, имя, отчество, должность)
ОЦЕНКА __________________________
_________________
(подпись)
Руководитель практики от организации
(предприятия, учреждения, сообщества):
(фамилия, имя, отчество, должность)
________________
М.П. (подпись)
Тольятти 2020
АННОТАЦИЯ
Отчет по производственной практике состоит из 28 страниц, 3 рисунка.
Отчет состоит из одной основной части, зключения и списка использованных источников, а также одного приложения.
Перечень ключевых слов: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА; ОТРЯД ПОЖАРНЫХ; МЧС; СИЗ; СИЗОД; МАСКА.
|
|
Целью исследования является вопросы обеспечения безопасности личного состава при тушении пожаров на примере ПСЦ ФГКУ "31 отряд ФПС по Самарской области".
Объект исследования: обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров.
Предмет исследования: факторы, влияющие на безопасность личного состава при тушении пожаров.
Методология проведения работы заключается в анализе научных публикаций (периодических изданий, материалов сборников научных конференций и т.п.) и учебных пособий (учебники, учебные пособия, методические указания и пр.), затрагивающих тематику магистерской диссертации. Проведен анализ нормативных документов, регламентирующих те или иные характеристики, касающиеся объекта и предмета исследований магистерской диссертации.
В результате проделанной работы сделан обобщенный обзор и определена степень изученности объекта и предмета исследований.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 5
ВВЕДЕНИЕ.. 6
1 Подбор и изучение отечественных и зарубежных научных публикаций. 7
2 Формирование библиографического списка литературы по теме исследования. 13
3 Поиск и определение методов решения по теме исследования. 15
4 Обоснование выбранного метода анализа, техники исследования. 18
5 Выполнение теоретических и экспериментальных исследований. Обработка полученных результатов исследований. 20
6 Оценка точности и достоверности данных, подготовка графического и табличного иллюстративного материала. 23
7 Обобщение результатов изучения технических и других объектов, технологий. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями, обозначениями и сокращениями:
АГПС - Академия государственной противопожарной службы;
АУПТ - Автоматическая установка пожаротушения;
ВНИИПО – Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны;
МЧС – министерство чрезвычайных ситуаций;
НИР – научно-исследовательская работа;
ОТВ – огнетушащие вещества;
ОФП – опасные факторы пожара;
СЗО – специальная защитная одежда пожарного;
СИЗ – средства индивидуальной защиты;
СИЗОД – средства индивидуальной защиты органов дыхания;
ЧС – чрезвычайнач ситуация.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие научно-технического прогресса, все более широкие сферы его распространения способствуют созданию новых технических систем, совокупное действие которых приводит к непрерывному снижению уровня безопасности людей, как на производстве, так и в среде обитания, к возрастанию риска существования человеческой цивилизации на Земле. Это обусловлено все большим насыщением техносферы потенциально опасными производствами, технологическими процессами, веществами, материалами. Среди всех видов ЧС самую большую долю занимают техногенные катастрофы − 89,5%. Из них пожары составляют 59,3% по данным МЧС России.
При тушении пожара (ликвидации аварий и т.д.) каждый работающий обязан следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования и в случае возникновения опасности немедленно предупредить всех работающих на опасном участке.
Широкий перечень выполняемых обязанностей пожарных-спасателей в итоге приводит к снижению качества принимаемых решений, психоэмоциональному выгоранию и другим последствиям перегрузки.
Поэтому обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ остается одной из важнейших задач противопожарной службы в целом.
|
|
В данной работе будут исследоваться научные публикации по теме «Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подбор и изучение отечественных и зарубежных научных публикаций
Пожарная деятельность достаточна требовательна к охране труда, а следовательно и правила техники безопасности в этой области достаточно требовательные [1].
Пожарная безопасность — это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, которое характеризуется возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара [3].
Считается, что инновационное развитие отрасли знания следует анализировать при помощи патентно-ассоциированных документов. Объектами патентных прав в этом случае являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, например изобретения. Такая практика имеет место в ряде отечественных и зарубежных работ, посвященных технологиям пожарной безопасности [5].
Широкий перечень задач и объем выполняемых работ подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России требует совершенствования качества подготовки сотрудников пожарной охраны. В 2016 г пожарно-спасательные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС) совершили более 700 тыс. оперативных выездов, в том числе свыше 139 тыс. раз на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР), свыше 118 тыс. раз реагировали на дорожно-транспортные происшествия. В результате проведенной работы в 2016 г. спасено более 237 тыс. человек и более чем 106 тыс. человек оказана помощь, спасено материальных ценностей на сумму более 55 млрд рублей [8].
В статье [6] рассматриваются вопрорсы обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью внедрения на учениях инновационных методов, такиих, как тактическая вентилляция.
|
|
«В настоящее время в Московском территориальном гарнизоне пожарной охраны инициативными сотрудниками и участниками рабочей группой проводится работа по внедрению совершенно новых основ безопасности личного состава» [6].
«В первую очередь подготовлены и утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению тактической вентиляции зданий и сооружений при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС на территории города Москвы». Которые получили положительные рецензии от ВНИИПО и АГПС» [6].
«Тактическая вентиляция - это комплекс мероприятий по управлению газообменом на пожаре с использованием специальных технических средств и принципов для снижения вероятности воздействия опасных факторов пожара, гибели и травмирования людей и создания приемлемых условий ликвидации горения или последствий чрезвычайной ситуации» [6].
«Цели тактической вентиляции
- предотвращение объемной вспышки («flashover»);
- снижение вероятности появления «обратной тяги» («backdraft»);
- снижение интенсивности образования продуктов горения и
уменьшение их концентрации;
- понижение температуры пожара;
- предотвращение скопления тепла;
- обеспечение безопасности пожарных и спасателей, осуществляющих тушение пожара;
- предотвращение образования и удаление перегретого пара;
- снижение температуры на участках работы;
- улучшение видимости в зоне работы звеньев газодымозащитников по тушению, поиску и спасения людей;
- снижение токсичной концентрации газов и паров, опасной для людей, находящихся в здании;
- предотвращение распространения огня и дыма» [6]
«Применение тактической вентиляции медленно становиться нормой современной тактикой тушения пожаров. Подразделения, которые активно вентилируют, жалуются, что стало «скучно тушить» и не осталось места героизму, так как при правильном применении вентиляции нет сильного и агрессивного воздействия опасных факторов пожара, и пожары тушатся гораздо быстрее. Так же в тех районах выезда, где активно применяется тактическая вентиляция количество пострадавших и спасённых увеличилось, а количество погибших уменьшается. Это напрямую свидетельствует об эффективности применения и необходимости дальнейшего внедрения практики тактической вентиляции» [6].
В статье [2] рассмотрено профессиональное развитие курсантов и его взаимосвязь с совершенствованием их индивидуально-личностных качеств на базе учебных и спасательных центров МЧС России в процессе учебной практики при применении разработанного нами алгоритма обучения.
Рассматривается порядок проведения практических занятий на базе учебных и спасательных центров МЧС России, при которых каждый курсант из числа личного состава учебного курса проходит обучение в руководящей должности. Также раскрыта особенность взаимосвязи теоретически пройденного материала по профессиональным дисциплинам с практическими занятиями. Раскрываются различные виды профессиональной деятельности всех участников тушения пожара (начальника караула, начальника аварийно-спасательного расчета, командира отделения, постового на посту безопасности, газодымозащитника, пожарного и спасателя и других), которые курсанты выполняют на базе учебных и спасательных центров [2]
В статье так же предложена анкета оценки навыков, знаний и умений, характеризующих профессиональную компетентность молодого специалиста в области пожаротушения. На основе выполненных исследований сделан вывод об эффективности проведения практических занятий на базе учебных и спасательных центров МЧС России и их влиянии на уровень сформированности индивидуально-личностных качеств курсантов [2].
В статье [4] рассматриваются вопросы образования и подготовки специалистов для Государственной противопожарной службы МЧС России, предназначенной для защиты населения и территорий от пожаров. Сформулированы основные проблемы подготовки выпускников в области пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и адаптации их к служебной деятельности. Методология.
«Для решения проблем качественной подготовки выпускников в вопросах организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, управления и руководства действиями пожарно-спасательных подразделений проведено исследование различных педагогических теорий, направленных на формирование практических умений и навыков» [4].
Автором применялся анализ существующих в системе практической подготовки курсантов методологических подходов. Основные методологические подходы лежат в плоскости отдельных дисциплин и традиционного обучения, связанного с получением теоретических знаний и закреплением их на практических занятиях. Системные методологические подходы, охватывающие несколько дисциплин, в рамках формирования комплекса профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в научных и методических источниках не найдены.
«Научное исследование и педагогический эксперимент позволили получить систему практической подготовки, направленную на комплексное формирование профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, реализуемую посредством применения практического пожарного теста, включающего подготовку и контроль практических умений и навыков по нескольким дисциплинам, объединенным общей методической и практической целью, и применяемого на протяжении всего периода обучения» [4].
Полученные результаты исследования в статье и апробации имеют прикладное значение для повышения качества практической подготовки выпускников и снижения их адаптационного периода в пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России [4].
В статье [7] рассматриваются вопросы организации подготовки газодымозащитников.
«Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимание уделяется профессиональной подготовки пожарных, совершенствованию методов подготовки газодымозащитников, повышению уровня боеготовности подразделений пожарной охраны, гарантирующей защиту от огня собственности и имущества людей. С увеличением потенциальной пожарной опасности вновь строящихся, реконструируемых и действующих зданиях и объектах народного хозяйства значительно усложняются условия обстановки на пожарах. Любой пожар, как социальное явление, приносит моральный и материальный ущерб, имеет социальную опасность. Борьба с пожарами стала общественной потребностью, по этому возрастает роль пожарной охраны в предупреждении и тушении пожаров. Успех тушения зависит от организованности, быстрых и правильных действий личного состава подразделений пожарной охраны и выполнения им основной задачи -спасение людей в случае угрозы их жизни и ликвидации пожаров в тех размерах, которые они принимают к прибытию пожарных подразделений на пожар» [7].
«Опыт тушения крупных и сложных пожаров показывает, что на результаты действий подразделений пожарной охраны самым непосредственным образом влияет уровень организации газодымозащитной службы (далее ГДЗС). Своевременное и правильное использование этой службы позволяет значительно сократить время тушения, уменьшить нанесенный материальный ущерб от пожаров, а главное во время оказать необходимую помощь людям» [7].