Религиозных культов
2.1. Классификация религиозных сект и культов. На данный момент нет единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определенной группе сект.
Существует несколько видов классификаций сект.
1. По происхождению и сфере влияния: а) западные - секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни («Свидетели Иеговы», мормоны); б) восточные - секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис); в) национальные - в нашей стране - Церковь последнего завета - виссарионовцы, Богородичный Центр; г) транснациональные (международные) - секты, имеющие сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, «Свидетели Иеговы»).
2. По принципу самоопределения или имитации:
а) псевдохристианские: «Поместная церковь» Уигнесса Ли, «Бостонское движение», «Богородичный Центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы». Все они стилизуются под христианство. Для данного типа групп характерны искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционными богословскими школами, негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных условий спасения;
|
|
б) псевдовосточные: Брахма-Кумарис, культ Сахаджа Йога, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны. Эти секты приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Но в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, индуистом нельзя стать - им можно только родиться;
в) псевдонаучные: парапсихология, саентология. Для них характерна стилизация научности. Данные секты играют в науку, при этом научные критерии решения проблем отсутствуют. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения - мнение лидера организации;
г) культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребефинг, «Христианская наука». Общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что следуя данному движению возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как в ребефинге, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер;
д) оккультные направления: агни-йога, теософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия. Они претендуют на обладание «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира;
|
|
е) неоязыческие: «Веда», «Вятичи», «Индеанисты». Эти секты возрождают языческие культы. Неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того чтобы придать своему учению авторитет древности, опираются на предания древних славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества;
ж) коммерческие: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (Гербалайф). Коммерческая деятельность подобных организаций окрашена в мистические тона. Провозглашается «спасительная» идея, например спасение человечества от ожирения с помощью «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.
3. По типам религиозного руководства:
- харизматические - секты, возникновение и деятельность которых связана с появлением тех или иных провидцев, пророков и т.п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан;
- авторитарные - секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др.;
- иерархические, или секты церковного типа, - члены этих организаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты и др.);
- теократические - секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации, например «Свидетелей Иеговы»;
Для сект характерна структурно-организационная и должностная иерархия. Рядовым верующим внушается мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном И. Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим».