Вопрос № 2. Опасности психологического воздействия

Религиозных культов

 

2.1. Классификация религиозных сект и культов. На данный момент нет единой общепринятой клас­сификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания параметров, наличие которых позволяло бы от­нести конкретную общину к определенной группе сект.

Существует несколько видов классификаций сект.

1. По происхождению и сфере влияния: а) западные - секты, происходящие из Европы и Америки, име­ющие христианские корни («Свидетели Иеговы», мор­моны); б) восточные - секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (Общество Со­знания Кришны, Брахма-Кумарис); в) национальные - в нашей стране - Церковь последнего завета - виссарионовцы, Богородич­ный Центр; г) транснациональные (международные) - секты, имеющие сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, «Свидетели Иеговы»).

2. По принципу самоопределения или имитации:

а) псевдохристианские: «Поместная церковь» Уигнесса Ли, «Бо­стонское движение», «Богородичный Центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы». Все они стилизуются под христиан­ство. Для данного типа групп характерны искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционными богословскими школами, негативное отношение к тра­диционному христианству, провозглашение собственных условий спасения;

б) псевдовосточные: Брахма-Кумарис, культ Сахаджа Йога, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны. Эти секты приписы­вают себе традиционность восточных религий, претендуют на пе­редачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совмести­мости с христианским вероучением. Но в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, индуистом нельзя стать - им можно только родиться;

в) псевдонаучные: парапсихология, саентология. Для них характерна стилизация научности. Данные секты играют в на­уку, при этом научные критерии решения проблем отсутствуют. В подобных организациях есть лишь один критерий ис­тинности любого утверждения - мнение лидера организации;

г) культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребефинг, «Христианская наука». Общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что следуя данному движению возможно их обретение. При этом либо обожеств­ляется лидер, как в случае с Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как в ребефинге, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер;

д) оккультные направления: агни-йога, теософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиро­мантия. Они претендуют на обладание «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практику­ют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъ­естественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира;

е) неоязыческие: «Веда», «Вятичи», «Индеанисты». Эти секты возрождают языческие культы. Неоязыче­ство состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся па­раллели между славянской и индийской мифологиями. Для того чтобы придать своему учению авторитет древности, опираются на предания древ­них славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества;

ж) коммерческие: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (Гербалайф). Коммерческая деятельность подобных организаций окрашена в мистические тона. Провозглашается «спаситель­ная» идея, например спасение человечества от ожирения с помо­щью «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

3. По типам религиозного руководства:

- харизматические - секты, возникновение и деятельность ко­торых связана с появлением тех или иных провидцев, пророков и т.п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан;

- авторитарные - секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, моло­кане и др.;

- иерархические, или секты церковного типа, - члены этих орга­низаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты и др.);

- теократические - секты, которые стремятся к созданию ре­лигиозно-теократической организации, например «Свидетелей Иеговы»;

Для сект характерна структурно-орга­низационная и должностная иерархия. Рядовым верующим внушается мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном И. Е. Воропаевым настав­лении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пре­свитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеуче­ний и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые прихо­дят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стес­няться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны ог­ненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исце­лять словом Божиим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: