Примеры задач полигибридное скрещивание

Задача №1.

Скрещиваются две морские свинки: у самки шерсть черная курча­вая, у самца -белая гладкая. Все гибриды первого поколения - черные с курчавой шерстью. При скрещивании этих гибридов между собой среди их потомков наблюдается расщепление - 9 частей черные с курчавой шер­стью: 3 части черные с гладкой шерстью: 3 части белые с курчавой шер­стью: 1 часть белые с, гладкой шерстью.

Как наследуются окраска и форма шерсти у морских свинок в дан­ном случае? Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого и второго поколения.

Задача №2.

Растение душистого горошка с желтой окраской бобов и белыми цветками скрестили с растешем, у которого были зеленые бобы и окра­шенные цветки. Все гибриды первого поколения имели зеленые бобы и
окрашенные цветки. При скрещивании этих гибридов между собой среди
их потомков наблюдается расщепление - 9 частей с зелеными бобами и
окрашенными цветками: 3 части с зелеными бобами и. белыми цветками:
3 части с желтыми бобами и окрашенными цветками: 1 часть с желтыми
бобами и белыми цветками.

Как наследуются окраска бобов и цветков у душистого горошка в данном случае? Напишите генотипы родительских особей, гибридов пер­вого и второго поколения.

Задача №3.

Скрещиваются два сорта флоксов. У первого сорта цветки белые
воронковидные, у другого - кремовые плоские. У всех гибридов первого
поколения - цветки белые плоские. При скрещивании этих гибридов меж­ду собой среди их потомков наблюдается расщепление - 9 частей с белыми
плоскими цветками: 3 части с белыми воронковидными цветками: 3 час­ти с кремовыми плоскими цветками: 1 часть с кремовыми воронковидными цветками.

Как наследуются окраска и форма цветков у флоксов в данном слу­чае? Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого, и второ­го поколения. (У флоксов окраска цветков определяется аллелями гена W, а форма венчика - аллелями гена S.)









Генетика человека

З а д а ч а 1. Нормальный слух у человека обусловлен доми­нантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нор­мальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

Дано:

S - нормальный слух s - глухонемота

   Р: ♀ - глухонемая          ♂- нормальный

             F - глухонемой

Генотипы Р -?

Решение

1. По условию задачи мать и ребенок глухонемые; так как ген глухонемоты рецессивен, значит генотипы ребенка и матери ss.

2. У отца слух нормальный. Но ребенок мог получить один ген s от матери, а второй - только от отца. Поэтому генотип отца – Ss.

К р а т к а я з а п и с ь решения задачи:

Р        ♀                  Х     ♂

Р по Ф.: г.                       н.

Р по Г.: ss                       Ss

G          s                  S        s

F1    1 Ss: 1 ss

F1 по Ф.: 1 нормальный: 1 глухонемому

о т в е т: генотип отца - Ss, матери - ss.

       Задача 2. В двух вариантах на составление родословных и определение генотипов используйте образец для ее оформления.

       Задача. В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

       Составьте схему родословной трех поколений и определите:

       А) каковы генотипы всех упомянутых лиц;       

       Б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка.

       Решение.

       Ген Признак

       А – карие глаза, а – голубые глаза,

       В – темные волосы, в – светлые волосы.

Генотипы: Ребенок – ааВв или ааВВ 

                     Отец – ааВВ или ааВв

                     Мать – АаВв

                     Бабушка по матери – ааВВ

                     Дедушка по матери – ААвв

                     Бабушка по отцу –АаВВ

            Дедушка по отцу – АаВВ или АаВв

       Вероятность рождения в этой семье голубоглазых светловолосых – 12,5%, кареглазых светловолосых – 12,5%, если генотип матери – АаВв, отца – ааВв.

 

Схема родословной

      

  аВ ав
АВ АаВВ карие, темные АаВв карие, темные
аВ ааВВ голубые, темные ааВв голубые, темные
Ав АаВв карие, темные Аавв карие, светлые
ав ааВв голубые, темные аавв голубые светлые

       Задача 3 в двух вариантах на написание возможных генотипов, если по фенотипу у него, например:

       а) большие голубые глаза.

       Решение.                                        

Голубые глаза –                    Ген Признак                                                     рецессивный признак,

       А – карие глаза                                                   поэтому впереди будет

       а – голубые глаза                                               аа. Большие глаза -

       В – большие глаза                                             доминантный признак.

       в – маленькие глаза.                                  Здесь два варианта В В и В в

Возможные генотипы: ааВВ, ааВв.       (обязательно наличие заглавной В)

Для того, чтобы преподаватель смог проконтролировать ход выполнения работы, степень выработки умений и навыков, и своевременно исправить ошибки в работе обучающихся после выполнения задания в целом рекомендуется коллективно зачитать полученные результаты, проанализировать, обсудить и обосновать полученные результаты

Задания для выполнения.

Вариант-1

Задача 1. Черный мохнатый кролик. Гомозиготный по обоим этим признакам, скрещивается с белой гладкой крольчихой. Определите генотип и фенотип гибридного Р1. Примечание: Черная окраска шерсти и мохнатая шерсть являются доминантными признаками у кролика. Гены окраски и формы шерсти локализованы в разных парах гомологических хромосом.

Задача 2. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери - голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной. Примечание: карие глаза - доминантный признак.

Задача 3. Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него:

а) большие карие глаза; б) большие голубые глаза.

Примечание: доминантные признаки - большие, карие глаза.

Рецессивные признаки - голубые маленькие глаза.

Задача 4. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у матери 1 группа, а у отца 3 группа крови.

Примечание: гены, определяющие группу крови: I группа -ОО, II группа - АО и АА, III группа - ВО и ВВ, IV группа - АВ.

       

Вариант-2

Задача 1. Скрестили павлинов: самку пеструю - доминантный признак (В) с самцом белым - рецессивный признак (в). Каким будет потомство в F1 и F2?

Задача 2. При скрещивании серой крольчихи, родители которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилась несколько черных крольчат («внуков»). Определите генотипы каждой из упомянутых особей и составьте схему родословной.

Задача 3. Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него:

а) тонкие губы и «римский» нос; б) тонкие губы и прямой нос.

Примечание: доминантные признаки - толстые губы, «римский» нос. Рецессивные признаки - тонкие губы и прямой нос.

Задача 4. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у матери 1 группа, а у отца 4 группа крови.

Примечание: гены, определяющие группу крови:

I группа - 00, II группа- АО и АА, III группа - ВО и ВВ, IV группа - АВ.

После оформления работы подготовьтесь к устному опросу по вопросам:

1. Что такое моногибридное скрещивание? дигибридное скрещивание?

2. Что такое доминантный признак? рецессивный признак?

3. Что такое гомозиготный организм? гетерозиготный организм?

4. Что такое генотип? фенотип?

5. Какими символами обозначают родителей? детей?

6. Какие обозначения используют при составлении родословных?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: