Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«Культура общения»

Авторы-составители: Коновальцева О.С., учитель информатики,

Кислицына М.В., учитель физики

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Настоящая программа предназначена для организации воспитания учащихся 5 классов во внеурочной деятельности.

Программа была модифицирована нами и отличается от прототипа, прежде всего, расширением сектора активной деятельности учащихся, разнообразием видов проведения занятий, а так же чередованием теоретического материала с практическими занятиями, экскурсиями, культурно-массовыми походами. Помимо этого, нами было предложено ряд тем, не входящих в программу ранее. В своей практической деятельности мы стремимся по возможности отойти от «кабинетной» системы проведения занятий. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цели:

- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

 Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

-  Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

-  Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

-  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.

-  Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

-  Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

-  Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время, иной поддержки учащихся.

-  Организация информационно-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы программы:

- Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

-  внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- ­ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

- ­ развитие творческой активности каждого ребёнка;

- ­ укрепление связи между семьёй и школой;

- ­ обогащение личного опыта общения детей;

- ­ ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- ­ овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

- ­ овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа опирается на приоритетные для МБУ СОШ №93 технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.

№ п/п Дата проведения Тема занятия Тип занятия
1.   Этикет как норма поведения. Вводное занятие.

Повседневный этикет

2.   Правила хорошего тона. Комбинированное занятие.
3.   Правила в семье. Занятие – диспут.
4.   Национальный этикет. Занятие открытых мыслей.
5.   Соседский этикет. В гостях. Занятие – ролевая игра.
6.   Подарки. Занятие – фантазирования.
7.   Этикет общения. Речевой этикет. Речевая игра.
8.   Телефонная этика. Комбинированное занятие.
9.   Сетевой этикет. ICQ, SMS – общение. Занятие открытых мыслей.
10.   Этикет в одежде. Занятие – игра.
11.   Итоговое занятие «Подарок другу». Творческое занятие.

Этикет школьника

12.   Устав школы – документ, регламентирующий нормы поведения учащихся. Комбинированное занятие.
13.   Этика общения и поведения со сверстниками и педагогами. Тренировочное занятие.
14.   Любовь и дружба – школе не помеха. Занятие – спектакль.

Столовый этикет

15.   Посуда и столовые приборы. Занятие – беседа.
16.   Как правильно и красиво накрыть стол. Творческое занятие.
17.   Поведение за столом. Комбинированное занятие.
18.   Итоговое занятие «Чаепитие друзей». Круглый стол.

Общественный транспорт

19.   Правила поведения в автобусе, маршрутном такси. Самостоятельная работа.
20.   Правила поведения в автомобиле. Комбинированное занятие.
21.   Как вести себя в поезде и самолете. Занятие – игра.
22.   Правила дорожного движения – этикет водителя и пешеходов. Практическая работа.
23.   Правила путешествия автостопом. Комбинированное занятие.
24.   Правила поведения на экскурсии. Лекция.
25.   Итоговое занятие «Автобусная экскурсия по городу». Путешествие.

Общественные места

26.   Правила поведения в магазине. Комбинированное занятие.
27.   Правила поведения в музее. Лекция.
28.   Правила поведения в кинотеатре. Практическая работа.
29.   Как вести себя в концертном зале, театре. Конкурс.
30.   Правила поведения в организациях общественного питания. Комбинированное занятие.
31.   Итоговое занятие «Посещение театра, кино». Путешествие.

Правила поведения на отдыхе

32.   Правила поведения в гостинице. Конференция.
33.   Пляжный этикет. Комбинированное занятие.
34.   Сочинение-рассуждение на тему «Еже ли вы вежливы…» Повторительно – обобщающее занятие.
    Итого: 34 часа

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: