РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Культура общения»
Авторы-составители: Коновальцева О.С., учитель информатики,
Кислицына М.В., учитель физики
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
|
|
Настоящая программа предназначена для организации воспитания учащихся 5 классов во внеурочной деятельности.
Программа была модифицирована нами и отличается от прототипа, прежде всего, расширением сектора активной деятельности учащихся, разнообразием видов проведения занятий, а так же чередованием теоретического материала с практическими занятиями, экскурсиями, культурно-массовыми походами. Помимо этого, нами было предложено ряд тем, не входящих в программу ранее. В своей практической деятельности мы стремимся по возможности отойти от «кабинетной» системы проведения занятий. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
|
|
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цели:
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время, иной поддержки учащихся.
- Организация информационно-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
|
|
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа опирается на приоритетные для МБУ СОШ №93 технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Тип занятия | ||
1. | Этикет как норма поведения. | Вводное занятие. | |||
Повседневный этикет | |||||
2. | Правила хорошего тона. | Комбинированное занятие. | |||
3. | Правила в семье. | Занятие – диспут. | |||
4. | Национальный этикет. | Занятие открытых мыслей. | |||
5. | Соседский этикет. В гостях. | Занятие – ролевая игра. | |||
6. | Подарки. | Занятие – фантазирования. | |||
7. | Этикет общения. Речевой этикет. | Речевая игра. | |||
8. | Телефонная этика. | Комбинированное занятие. | |||
9. | Сетевой этикет. ICQ, SMS – общение. | Занятие открытых мыслей. | |||
10. | Этикет в одежде. | Занятие – игра. | |||
11. | Итоговое занятие «Подарок другу». | Творческое занятие. | |||
Этикет школьника | |||||
12. | Устав школы – документ, регламентирующий нормы поведения учащихся. | Комбинированное занятие. | |||
13. | Этика общения и поведения со сверстниками и педагогами. | Тренировочное занятие. | |||
14. | Любовь и дружба – школе не помеха. | Занятие – спектакль. | |||
Столовый этикет | |||||
15. | Посуда и столовые приборы. | Занятие – беседа. | |||
16. | Как правильно и красиво накрыть стол. | Творческое занятие. | |||
17. | Поведение за столом. | Комбинированное занятие. | |||
18. | Итоговое занятие «Чаепитие друзей». | Круглый стол. | |||
Общественный транспорт | |||||
19. | Правила поведения в автобусе, маршрутном такси. | Самостоятельная работа. | |||
20. | Правила поведения в автомобиле. | Комбинированное занятие. | |||
21. | Как вести себя в поезде и самолете. | Занятие – игра. | |||
22. | Правила дорожного движения – этикет водителя и пешеходов. | Практическая работа. | |||
23. | Правила путешествия автостопом. | Комбинированное занятие. | |||
24. | Правила поведения на экскурсии. | Лекция. | |||
25. | Итоговое занятие «Автобусная экскурсия по городу». | Путешествие. | |||
Общественные места
| |||||
26. | Правила поведения в магазине. | Комбинированное занятие. | |||
27. | Правила поведения в музее. | Лекция. | |||
28. | Правила поведения в кинотеатре. | Практическая работа. | |||
29. | Как вести себя в концертном зале, театре. | Конкурс. | |||
30. | Правила поведения в организациях общественного питания. | Комбинированное занятие. | |||
31. | Итоговое занятие «Посещение театра, кино». | Путешествие. | |||
Правила поведения на отдыхе | |||||
32. | Правила поведения в гостинице. | Конференция. | |||
33. | Пляжный этикет. | Комбинированное занятие. | |||
34. | Сочинение-рассуждение на тему «Еже ли вы вежливы…» | Повторительно – обобщающее занятие. | |||
Итого: | 34 часа |