Изменение мнения египетских граждан по результатам опроса 2011 и 2014, по отношению к военным и религиозным лидерам и их участию в политической жизни страны

Между Сциллой и Харибдой: религия, армия и поддержка демократии среди египтян, 2011-2014

Мазен Хассан, Элизабет Кендалл, Стивен Уайтфилд

Кафедра политологии Каирского университета, Египет; Департамент политики и международных отношений, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания

Термины

Scylla and Charybdis – выражение «между Сциллой и Харибдой», является авторской аллегорией на положение политики в Египте. Эта страна стояла перед тяжёлым выбором во время временного промежутка 2011-2014 годов. «Сциллой» по мнению авторов, называются исламисты «Братьев мусульман», с их политическим исламом. «Харибдой», называется авторами приход к власти военных. Как Одиссей стоял между неизбежным выбором между двух чудовищ, так и Египет находится в ограниченном выборе между двух сил.

Survey – опрос.

Logistic regression – модель прогнозирования вероятности событий, по нескольким признакам.

Normative democracy – нормативная демократия, а именно свободные демократические выборы, где несколько партий борются за власть.

Consolidated democracies – форма проявления демократии в государствах, когда они никогда не вернутся к авторитаризму.

Transitional democracies – авторы так называют страны, которые встали на путь становления демократического правления.

“Usual suspects” of secular modernization – самый активный слой населения – студенты и молодёжь, которая участвовала в жизни страны. Обычно, они видят в демократии только положительные стороны, а именно экономический и политический прогресс. Так же, авторы включают в число политически активных людей, стоящих за демократические ценности - наиболее образованных жителей Египта.

Drivers for support for democracy – движущие силы демократии. Авторы выделяют две основных таких силы: это политические активный слой населения (молодёжь, студенты и наиболее образованные люди), а так же исламисты.

Arab Barometer – арабским барометром, авторы называют исследования в области социальных опросов в арабских государствах. Отслеживание настроений и перемены мнений народных масс.

Факторы обуславливающие неустойчивость демократии в Египте, по мнению авторов.

Авторы прежде всего считают, что основными факторами неустойчивой демократии в Египте, являлись: 

1. Приход к власти исламистов, которые использовали демократические выборы в своих корыстных целях, обманув ожидания людей и прежде всего обычный средний класс и молодежь.

2. Было подорвано доверие к самому институту выборов в стране и отношение к демократии, когда исламисты «Братьев мусульман» пришли к власти «через избирательную урну». Постепенное усиление ислама и наделение религиозных партий всей полнотой власти для социального контроля жизни страны.

3. Уйдя от «Сциллы исламистов», люди потянулись к другой крайности – «Харибде военных». Военные всегда имели в Египте большую поддержку. Многие египтяне пришли к выводу, что демократические и свободные выборы приводят к власти не тех, и по этому они решили вернуть старые традиции военных у власти.

4. Хотя, исламисты последовательно побеждали с 2011 по 2014, это не сгладило все религиозные и политические разногласия. Власть религиозных партий разделялась на Салафитов и «Братьев мусульман». Власть либералов разделялась на прорыночных и на сторонников Насера. Те кто поддерживал военных, разделились на тех, кто был за и против Мубарака. Всё это, бывало доходило до кровавых противостояний и выступлений против Мурси. Мурси, который победил с небольшим отрывом на выборах (около 1%), вовсе не пытался объединить расколотую страну.

5. Выборные органы мало влияли на жизнь египтян. Парламент, избранный в 2011 году, был распущен до того, как принял какие – либо законы.

6. Отстранение первого, демократически избранного президента Египта – Мурси, нанесло финальный удар по демократии в стране.

Спектр политических сил Египта по мнению авторов, в период с 2001 по 2014.

Главной силой в Египте в большей части XX века, всегда был политический ислам в лице «Братьев мусульман». Другой силой был коррумпированный режим. Хотя, обе силы имели взаимную терпимость, особенно в 1970ых при президенте Садате, политический ислам занимал «праведную сторону» в виде оппозиции против коррупции власти. Это сыграло главную роль в 2011 году при смене власти. Шансом показать себя борцами с коррумпированным режимом в глазах народа воспользовались и другие религиозные группировки. Например Салафиты. Впервые в стране были созданы партии, основанные религиозными лидерами. Они даже завоевали 70% мест в парламенте, что говорит о том, что религия имеет большую силу и важность в Египте.

Эмпирическая база исследования.

Была проведения серия опросов в 2011 и 2014. Для проведения первого опроса в 2011 году, была составлена анкета. Были опрошены 2000 человек, в возрасте от 18 лет, которые имели право голосовать на парламентских выборах. Вопросы были следующими:

1. Считаете ли вы, что система, где несколько партий борются за власть в стране, является лучшей политической системой для управления Египтом?

2. Поддержали бы вы лидера, который решит все проблемы Египта, даже если ему придётся нарушить демократию?

Ответы показали высокую поддержку демократии среди людей.

Учитывая события 2011 года, был проведён следующий опрос в 2014. Вопросы были следующими:

1. Будет ли общественное мнение держаться принципов революции 2011? Если нет, то как оно изменилось?

2. Падает ли уровень демократии по причине, которой мы указали выше?

3. Будут ли военные и религиозные лидеры поддерживать демократию?

 

Изменение мнения египетских граждан по результатам опроса 2011 и 2014, по отношению к военным и религиозным лидерам и их участию в политической жизни страны.

Как и ожидалось авторами, по сравнению с 2011, есть серьёзные изменения в результатах опроса. Хотя, поддержка демократии остаётся высокой, она всё же падает. В сравнении с антидемократическим руководством страны, популярность оппозиции падает. Даже было получено интересное мнение о поддержке военной интервенции в политику. Ранее, в 2011 году, многие были «за» военную интервенцию (40%). Теперь же количество поддерживающих военных увеличилось до 60%. Что касается интервенции религиозных лидеров в политические вопросы страны, число поддерживающих их сократилось от 40% в 2011 до 20% в 2014. Большое количество людей вообще высказывалось, что религиозные лидеры должны держаться подальше от политики. Их число в сравнении с 2011 (15%) выросло до 50% в 2014.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: