После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

6. Конституционный статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Формы депутатской деятельности.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

Депутат — это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представите­ли, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федераль­ном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутат­ского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Кон­ституционный статус депутата законодательного органа РФ определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ».

Формами деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации являются:

а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных;

б) участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания;

в) участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государ­ственной Думой;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов;

е) внесение парламентского и депутатского запросов;

ж) обращение с вопросами к членам Правительства на заседании палаты;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требова­нием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, депутат Государственной Думы имеет право участво­вать в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп, а также должен работать с избирателями.

Одним из важнейших полномочий члена Совета Федерации и депу­тата Государственной Думы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений.

Депутаты и члены палат Федерального Собрания имеют право за­проса Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполните­льной власти, руководителям исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, на который органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федераль­ного Собрания РФ, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса.

7. Понятие свободного и императивного мандата.

МАНДАТ (от лат. "mandatum" — поручение) — 1) в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет; 2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей

Императивный мандат — ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. императивный мандат, назначением которого должна была явиться полная и жесткая ответственность и подконтрольность депутата перед избравшими его избирателями, оформился как бы в логически завершенном виде, соединив в себе все три элемента:

– обязанность депутата выполнять наказы избирателей, данные ему в период избирательной кампании;

– обязанность депутата с установленной законом периодичностью отчитываться перед своими избирателями о работе в представительном учреждении;

– право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего доверие избирателей.

Принципиальным отличием «свободного» мандата от «императивного» является независимость и не подконтрольность (во всяком случае, юридическая) депутата перед своими избирателями:

– депутат не связан в своей деятельности наказами избирателей. Более того, в законодательных актах некоторых странах содержится прямой запрет давать такие наказы. Так, например, п. 1 ст. 38 Основного Закона ФРГ гласит, что депутаты Бундестага «не связаны наказами или указаниями». Но чаще всего, в законах не употребляется термин «наказы», говорится о «поручениях» депутатам. Например, п. 1 ст. 56 Конституции Австрии гласит: «Члены Национального совета и члены Федерального совета при исполнении своих обязанностей не связаны никакими поручениями».

– депутат не обязан отчитываться перед избирателями;

– депутат не может быть отозван.

8. Депутатская неприкосновенность.

Специальной гарантией депутатской деятельности является депутат­ская неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Государ­ственной Думы в течение всего срока их полномочий не могут быть:

а) привлечены к уголовной или административной ответственно­сти, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев за­ держания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасно­сти других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи и переписку.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Решение принима­ется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (90 голосов) или депутатов Государственной Думы (226 голосов). При этом член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не мо­гут быть привлечены к ответственности за высказывание мнения или выражения позиции при голосовании и другие действия, соответству­ющие их статусу парламентария. В 1994—2001 гг. в Государственной Думе было три случая лишения депутата депутатской неприкосновен­ности.

Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: