Теория профессиональной коммуникации

Профессиональная коммуникация – общение во время выполнения профессиональных обязанностей с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

Специфической особенностью профессиональной коммуникации является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп.

Важная особенность профессиональной коммуникации — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится играть различные роли: быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.

Соблюдение ролевого амплуа в профессиональной коммуникации стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям профессиональной коммуникации относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает неудача (увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.).

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Профессиональная коммуникация требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств.

В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

Профессиональная коммуникация связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области (производство, управление, медицина, транспорт, сельское хозяйство и т. п.), от еѐ участников требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.

Чтобы эффективной общаться в профессиональной сфере, нужно следовать принципам успешной коммуникации.

Английский и американский лингвист, философ Герберт Пол Грайс в работе«Логика и речевое общение» («Новое в зарубежной лингвистике». – Вып. 16. – М., 1985) утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации. Данный принцип предполагает готовность партнѐров к сотрудничеству.

Принцип кооперации Г. П. Грайса состоит из четырѐх максим:

¾ максима полноты информации (максима количества): высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется;

¾ максима качества информации: не говори то, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

¾ максима   релевантности,   которая    предполагает      соответствие       высказывания предмету разговора: не отклоняйся от темы;

¾ максима манеры (способа выражения): выражайся кратко, будь организован, избегай непонятных выражений, избегай неоднозначности.

Один из важных организационных принципов речевой коммуникации – принцип последовательности. Его суть – в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции, т.е. ожидании реплики соответствующего типа: вопрос – ответ; приветствие – приветствие; просьба – принятие или отклонение и т.д. Этот принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Следующий разработанный учѐными принцип – принцип предпочитаемой структуры

– характеризует речевых фрагменты с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи (и психологи, и лингвисты), согласие обычно выражается без промедления, ясно и лаконично. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой, после которой следуют пространные рассуждения и доводы. Соблюдение этого принципа с точки зрения этики позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора

Данный подход является основной парадигмой Министерства образования РФ и широко применяется на практике.


Следующий принциппринцип вежливости, сформулированный английский исследователем Дж. Н. Личем. Данный принцип представляет собой совокупность шести максим:

¾ максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определѐнную дистанцию. Не следует затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата, индивидуальные предпочтения

¾ максима великодушия – максима необременения собеседника. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнѐра обещанием или клятвой.

¾ максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

¾ максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним их условий успешного развѐртывания коммуникативного акта является реалистическая, повозможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

¾ максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьѐзной задачи – сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путѐм взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

¾ максима симпатии. Это позиция благожелательности, которая создаѐт благотворный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает коммуникативный акт невозможным. Определѐнную проблему создаѐт так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности даѐт основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: