Принципы государственного регулирования предпринимательства

Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство, инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех. Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах.

Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно - целевое регулирование.

Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной службами.

Создание структур государственного регулирования предпринимательства идет по многим направлениям. Начнем с формирования системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. В данном направлении разработаны и приняты ряд федеральных законов и других нормативно правовых актов.  Некоторые из них:

    1. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24 июля 2007 г. №209 ФЗ). Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного регулирования.

     2. Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (от 21 декабря 2001г. №178 ФЗ). Федеральный закон устанавливает особенности участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества

     3. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 4 мая 2011 №99 ФЗ). В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 50 видов деятельности.

4. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (27 июля 2010г. №225 ФЗ). Проводится страхование объектов рыбоперерабатывающей промышленности, жилищного фонда, аммиачно - холодильных установок, автозаправочных станций и др.

5. Федеральный Закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (от 24 июля 2009г. №212 ФЗ. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

 6.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (от 8 августа 2001г. №129 ФЗ). Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (от 8 августа 2001г. №134 ФЗ). Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (далее органы государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно закон о частном предпринимательстве не издан, но частное предпринимательство также регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209 ФЗ и т.д. Кроме вышеперечисленных федеральных законов 66 применяются десятки других, таких как: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об инвестициях в РФ», «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и др.

Особую важность имеют Гражданский Кодекс (ГК РФ), Налоговый Кодекс (НК РФ), Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП РФ) и др. При формировании системы правового обеспечения развития предпринимательства важно обеспечить высокое качество законодательных актов. Они не должны противоречить друг другу, по возможности быть законодательными актами прямого действия. Следует предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при и их нарушении и т.д. Не менее важно создать систему государственного регулирования финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Это потребует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

Можно назвать пять ключевых направлений такого совершенствования.

1. Назрело кардинальное изменение основного вектора налогообложения в сторону стимулирования современного эффективного предпринимательства с помощью системы льгот.

 2. Необходимо качественное преобразование существующей практики кредитования. Следует создать и умножить государственные кредитные ресурсы для среднесрочного кредитования, а также обеспечить стимулирование среднесрочного кредитования коммерческими банками.

Крайне необходима система фондов поддержки предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях из консолидированных источников (отчислений из государственного бюджета и доходов предпринимательских структур, ресурсов, выделяемых международными организациями для оказания помощи малому предпринимательству и т.д.). Следует содействовать формированию обществ взаимного кредитования предпринимательства, и особенно организации банковских пулов с привлечением иностранных инвесторов с целью кредитования крупномасштабных мероприятий по организации инновационного соперничества в "точках роста" российской экономики. Необходимо участие государства в формировании венчурного капитала, венчурных фирм, инновационных фондов и т.д.

3. Следует изменить вектор государственного регулирования в сфере страхования предпринимательской деятельности. Для этого нужно обеспечить рациональное сочетание государственного и рыночных форм страхования инновационного процесса. Важно разными путями содействовать созданию обществ взаимного страхования предпринимательства, учредителями которых могли бы быть государственные и предпринимательские структуры, инновационные и инвестиционные фонды, страховые общества, венчурные фирмы и др.

4. Многое предстоит сделать для формирования системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства в 67 целом. Тут важно разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства, а также Федеральный закон "Об основах системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства". Нужно также преобразовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в Федеральный фонд предпринимательства. При этом консолидировать все источники его формирования: государственное бюджетное финансирование, отчисления из прибыли предпринимательских структур, вложения международных организаций в развитие малого предпринимательства и пр. Встает вопрос и о преобразовании разрозненных объектов инфраструктурного обеспечения на региональном уровне в целостную систему, обслуживающую предпринимательство в целом.

5. Наконец, организация государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства предполагает создание эффективной концепции долгосрочной стратегии научного обеспечения предпринимательства (на 10 -15 лет) и на этой базе строить свою инновационную политику. Эта стратегия разрабатывается с учетом необходимости обеспечения лидерства ключевых предпринимательских фирм в определенных нишах мирового рынка, на национальном и региональном рынках.

Концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства должна быть четко структурированной.

Во первых, по уровням государственного регулирования. Имеется в виду макроуровень (федерация в целом), мезоуровень (регионы), микроуровень (фирмы, предприятия).

Во вторых, по фазам научного обеспечения инновационного процесса фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно конструкторские разработки, первичное освоение и распределение инноваций.

 В концепции должны быть выделены и направления государственного регулирования процессов формирования ряда систем. Среди них: кадровое обеспечение предпринимательства, поддержка внешнеэкономической предпринимательской деятельности, экономический контроль за деятельностью государственных структур по регулированию и поддержке предпринимательства и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: