Мониторинг применяется для проведения систематизированного наблюдения за практикой применения установленных законодательством Российской Федерации отдельных мер государственного регулирования в экономике, за состоянием предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяются данные меры, а также проведения анализа, выявления и оценки влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства.
Основной целью мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства (далее мониторинг) является определение приоритетных направлений дальнейшего сокращения административных ограничений в деятельности хозяйствующих субъектов и формирование благоприятного предпринимательского климата в российской экономике.
Объектами мониторинга являются деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации федеральных законов в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), лицензирования отдельных видов деятельности, государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также деятельность хозяйствующих субъектов, в отношении которой применяются меры государственного регулирования, регламентируемые следующими нормативными правовыми актами.
|
|
Мониторинг проводится систематически и включает в себя:
а) сбор и обработку сведений, характеризующих соответствие применяемых государственными органами форм, методов и объемов государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов административного характера требованиям, установленным федеральными законами, регулирующими отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора, лицензирования отдельных видов деятельности, государственной регистрации хозяйствующих субъектов, а также в области государственной поддержки малого предпринимательства;
б) сбор информации по показателям состояния предпринимательской деятельности и влияния применяемых мер государственного регулирования на развитие предпринимательства и обработка полученной информации по единой методике;
в) анализ полученных по материалам проведенного наблюдения сведений, выявление связей между состоянием развития предпринимательства и осуществляемыми государственными органами мерами государственного регулирования административного характера;
|
|
г) оценку эффективности применяемых мер государственного регулирования, выявление избыточных и неэффективных форм и методов административных ограничений хозяйственной деятельности, установление причин и условий, обуславливающих или способствующих их применению;
д) разработку и представление в Правительство Российской Федерации предложений по основным направлениям дальнейшего сокращения государственного регулирования в экономике административного характера, формированию благоприятного предпринимательского климата, а также необходимых для их реализации конкретных мероприятий, в том числе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации:
1. Федеральный закон "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" направлен на выявление влияния на состояние предпринимательской деятельности мер государственного регулирования в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценки этого влияния осуществляемого на основании проведения анализа полученной информации, характеризующейся следующими показателями:
а) объем средств, предусмотренных на поддержку субъектов малого среднего предпринимательства в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации, и отчетные данные об исполнении бюджета в соответствующей части;
б) объем средств, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральном бюджете и закрепленных согласно ведомственной классификации расходов за соответствующим федеральным органом исполнительной власти, и отчетные данные об исполнении бюджета в соответствующей части;
в) количество субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку за счет средств бюджетов;
г) количество субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, получивших преференции и льготы по программе развития малого и среднего бизнеса, не связанные с непосредственным предоставлением финансовых ресурсов;
д) порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки в целях предоставления финансовой поддержки, иных льгот и преференций, % от общего числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры для субъектов Российской Федерации;
е) оценка эффективности реализации мероприятий программ по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе оценка влияния на деятельность хозяйствующих субъектов;
ж) срок принятия решения об оказании государственной поддержки;
з) оценка деятельности органов, уполномоченных на реализацию программ поддержки малого предпринимательства;
и) влияние программ поддержки малого и среднего предпринимательства на изменение структуры рынка, количества и размеров хозяйствующих субъектов;
к) распределение объемов финансирования и иных мероприятий программ поддержки малого и среднего предпринимательства по мероприятиям, предусмотренным вышеуказанным Федеральным законом;
л) льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;
м) страхование субъектов малого предпринимательства; н) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в информационной сфере;
о) производственно - технологическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
|
|
п) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
р) поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и федеральные законы, предусматривающие лицензирование отдельных видов деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Выявление влияния на состояние предпринимательской деятельности мер государственного регулирования, связанного с проведением лицензирования, и оценка этого влияния осуществляются на основании проведения анализа полученной информации, характеризующейся следующими показателями:
а) масштабы лицензирования и их изменение, в том числе: количество видов деятельности, лицензирование которых прекращено в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации по вопросам лицензирования; количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых прекращено лицензирование (тест хозяйствующих субъектов);
б) соблюдение лицензирующими органами установленных федеральными законами процедур лицензирования (порядка приема, рассмотрения заявлений, принятия и оформления решений о предоставлении лицензий, порядка их переоформления, приостановления, возобновления действия лицензий, прекращения действия и аннулирования лицензий);
в) эффективность лицензионного контроля (тест хозяйствующих субъектов);
г) сочетание лицензирования с другими формами государственного регулирования (государственный надзор и контроль, государственная регистрация, государственная экспертиза, аккредитация, аттестация, проведение конкурсов и аукционов и другие), их оценка с позиций дублирования и избыточности;
д) состояние финансирования лицензирования и издержки хозяйствующих субъектов, связанные с лицензированием;
|
|
е) наличие и состояние рынка посреднических лицензионных услуг (тест хозяйствующих субъектов);
ж) использование хозяйствующими субъектами мер защиты их прав при лицензировании (тест хозяйствующих субъектов);
з) распространенность случаев предъявления необоснованных требований, приводящих к ограничению, приостановлению или прекращению хозяйственной деятельности, увеличению расходов хозяйствующих субъектов на оплату различных экспертиз, инициируемых лицензирующими органами (тест хозяйствующих субъектов).
3. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Выявление влияния на состояние предпринимательской деятельности мер государственного регулирования в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и оценка этого влияния осуществляются на основании проведения анализа полученной информации, характеризующейся следующими показателями:
а) масштабность государственной регистрации;
б) соблюдение регистрирующими органами установленных федеральным законом процедур государственной регистрации (порядка приема, рассмотрения заявлений, принятия и оформления решений о регистрации, внесении записей в единые государственные реестры, предоставлении сведений из реестров);
в) использование сведений единых государственных реестров государственными органами, органами местного самоуправления, заинтересованными физическими и юридическими лицами;
г) эффективность применения регистрирующими органами права административного исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц и ликвидации таких юридических лиц);
д) практика применения регистрирующими и другими уполномоченными органами мер воздействия к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность без регистрации или допустившим при регистрации представление о себе искаженных и недостоверных сведений;
е) состояние финансирования государственной регистрации и издержки хозяйствующих субъектов, связанные с государственной регистрацией;
ж) наличие и состояние рынка посреднических услуг по государственной регистрации хозяйствующих субъектов (тест хозяйствующих субъектов);
з) указание в реестре юридических лиц группы предприятий по количественному критерию занятых работников: микропредприятия (с числом занятых до 15 человек); малые предприятия (от 16 до 100 человек); средние предприятия (от 101 до 250 человек); крупные предприятия (свыше 250 человек);
и) наименование видов деятельности, обязательное указание лицензируемого вида деятельности.
4. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Выявление влияния на состояние предпринимательской деятельности мер государственного регулирования, связанного с проведением государственного контроля и надзора, и оценка этого влияния осуществляются на основании проведения анализа полученной информации, характеризующейся следующими показателями:
а) соблюдение принципов защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении контрольно - надзорной деятельности;
б) масштабы контрольно - надзорной деятельности и их изменение в соответствии с основными положениями законодательных актов в этой сфере
(в сравнении с предшествующим годом по видам контроля и надзора);
в) соблюдение государственными органами установленных законодательством процедур организации и проведения проверок (тест хозяйствующих субъектов);
г) привлечение к осуществлению контрольных мероприятий подведомственных организаций, объем оказываемых ими платных услуг в процессе проведения государственного контроля (надзора) (экспертизы документов, консультации и другие услуги);
д) эффективность государственного контроля;
е) состояние финансирования контрольно - надзорной деятельности государственных органов и оценка издержек субъектов хозяйственной деятельности, связанных с проведением в отношении них государственными органами проверок, обследований, экспертиз;
ж) распространенность случаев предъявления необоснованных требований, приводящих к ограничению, приостановлению или прекращению хозяйственной деятельности, увеличению расходов хозяйствующих субъектов на оплату различных экспертиз, инициируемых органами государственного контроля (надзора) (тест хозяйствующих субъектов);
з) использование хозяйствующими субъектами мер защиты их прав при проведении государственного контроля (надзора), установленных законодательством (тест хозяйствующих субъектов).
Обобщение и анализ данных, полученных в результате проведения мониторинга. Обобщение и анализ данных, полученных в результате проведения наблюдений, осуществляются по соответствующим направлениям выполняемых государственных функций по видам контроля (надзора), лицензируемым видам деятельности и видам оказываемой поддержки субъектам малого предпринимательства.
Оценка хозяйствующими субъектами совокупности мер административного регулирования, применяемых в отношении их деятельности, выявление наиболее обременительных для них форм и методов государственного регулирования и ограничений предпринимательской деятельности проводятся Минэкономразвития России на основании анализа результатов выборочных социологических наблюдений (опросов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и расчета интегральных показателей, характеризующих:
а) экономические показатели деятельности и состояние предпринимательского климата в связи с реализацией законодательных актов, практика применения которых рассматривается при проведении мониторинга;
б) изменение совокупных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с преодолением административных барьеров;
в) использование хозяйствующими субъектами механизмов защиты их прав, нарушаемых государственными органами в процессе применения в отношении них мер государственного регулирования.
Сводный анализ материалов проведенного мониторинга проводится Минэкономразвития России. Минэкономразвития России до 1 апреля года, следующего за отчетным годовым периодом, представляет в Правительство Российской Федерации годовой отчет об итогах мониторинга.
На основании проведенного анализа полученных данных мониторинга разрабатываются предложения по совершенствованию осуществляемых мер государственного регулирования с учетом необходимости сокращения избыточного и неэффективного влияния на бизнес.
Минэкономразвития России определяет перспективные направления дальнейшего сокращения административных ограничений в предпринимательстве и осуществляет подготовку предложений с проектами нормативных правовых актов по реализации указанных направлений, которые включаются в сводный доклад в Правительство Российской Федерации по результатам проведенного мониторинга в отчетный год. Финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год федеральным органам исполнительной власти.
Контрольные вопросы:
1. Что вкладывается в понятие понятия «ограничительная деловая практика»?
2. Каковы принципов и правила характеризуют ограничительную деловую практику?
3. Какие существуют в мире системы запрета монополистической практики?
4. Каковы меры поддержки предусматривает Федеральный закон "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?
5. Какие регулирующие меры предусматривает Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"?
6. Какое влияние на состояние предпринимательской деятельности оказывает Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"?
7. С какой целью Минэкономразвития проводит мониторинг оценки хозяйствующими субъектами совокупности мер административного регулирования?