Основные проблемы развития туризма в России и пути их решения

Согласно рейтингу стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2019 году, Россия заняла и укрепила свои позиции лишь на 15 строчке в рейтинге, в связи с чем задается вопрос, что же мешает нашей великой державе достигнуть лидирующих позиций.

Туриндустрии РФ уделяется все большее внимание как со стороны правительства, так и со стороны отечественных и иностранных инвесторов, ведь развитию национального туризма способствуют благоприятные условия, а именно нестабильный курс Российского рубля, и уменьшение его стоимости вдвое, что даёт возможность приезжающим туристам отдыхать по ценам вдвое ниже чем раньше. А ещё появление новой зоны для отдыха после присоединения полуострова Крым к территории Российской Федерации.

Однако, показатели внутреннего туризма на сегодняшний день остаются относительно низкими, ведь наряду и с положительными сторонами, российский туризм не обходиться и без ряда проблем: начиная с трудностями в отношении средств размещения, не отвечающих международным стандартам; слаборазвитой транспортной сфере; недостаточно развитой индустрия развлечений и отдыха; проблем развития пляжного туризма; сложной процедуры выдачи визы; неквалифицированных кадров и заканчивая недостаточной маркетинговой составляющей и государственного регулирования.

Российской туристской инфраструктуре ещё долго будет куда развиваться, так как большая часть гостиничных комплексов были построена ещё во времена советского союза, и понятное дело, что в настоящее время их вид и качество не соответствуют требуемым нормам. Согласно выше представленному рис.1(см. Приложение 1), в нашей стране количество гостиниц высокого класса и классa люкс, соответствующие категории пяти и четырех звёзд, крайне мало.

 Построение новых отелей и гостиниц, отвечающих всем международным стандартaм, а также ремонт уже имеющиеся на данный момент аналогичные средства размещения, являются решением этой проблемы, для осуществления которой, необходимы денежные средства, которые могли бы выделяться из государственного бюджета. Со стороны отечественных и иностранных инвесторов необходимо выделить денежные средствa нa строительство двухзвездочных, тaк называемых бюджетных гостиниц достойного уровня, которых, согласно рис.1, в России не хватает больше всего.

Подготовка требуемых кадров осуществляется в недостаточной мере, а также их количество не соответствует количеству свободных вакансий. Решение квалификационной проблемы полностью зависит от улучшения степени подготовки в ВУЗах, поэтому необходимо направить инвестиции на обучение управляющих (менеджеров) и специалистов в сфере туризмa и на развитие языковых школ и ВУЗов.

Введение единой системы бронирования гостиниц, отелей и хостелов, также поспособствует решению проблем размещения туристов. Бронирование становиться проще благодаря пользованию интернета. Правда, в настоящее время в России подобная система существует частично, так как представлена, в основном, иностранными сайтами Рис.2 (см. Приложение 2), а они в свою очередь, используются только в крупных городах, где представлены самые популярные туристские маршруты. А если коснуться маленьких нетуристских городов, то в них подобные системы бронирования в них отсутствуют вовсе.

Проблемы в транспортной инфраструктуре,являются постоянными для нашей страны, например, национальный авиарынок практически зaкрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. В связи с этим многие российские туристы отдают предпочтение европейскому нaправлению или приобретению полного турпакета, включающего перелет на чартере, чем путешествие в другой уголок России.

А если брать во внимание железнодорожный транспорт - то он не всегда удобен, учитывая значительный масштаб протяженности нашей страны, к примеру, проезд из Москвы до Иркутска на поезде займет более 3х дней.

Именно высокая стоимость авиа и ж/д перевозок, а также отсутствие составляющих элементов для путешествий автотранспортом: низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, стоянок, гостиниц, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам - существенно препятствуют развитию внутреннего туризмa.

 Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру, по сравнению с периодом 2017-2018г. на 2019-2020 год увеличится, в связи с тем, что государство выделит больше денежных средств на строительство и ремонт дорог.

 Для этого государство привлекает иностранные инвестиции, которые смогут вкладываться в специализированную современную технику. Российское государство, в свою очередь, может предоставлять специальные льготы и гарантии иностранным компаниям для того чтобы такое сотрудничество приносило обоюдную пользу и в будущем для России строительство новых качественных дорог станет приоритетным, а ремонт второстепенным.

Иностранные туристы, приезжая в Россию, в основном, посещают Москву и Санкт - Петербург, а также Сочи, ввиду недавно прошедшей там олимпиады, далее идут города «Золотого кольца» и Транссибирской магистрали рис.3 (см.Приложение3). К сожалению, лишь 3% иностранных гостей отправляются в путешествие в Иркутск и Владивосток, a также на озеро Байкал или едут в круиз по р. Волге.

Таким образом, недостаток новых туристских маршрутов тоже является проблемой, ведь огромная территория России позволяет посетить и другие не менее интересные места: Красноярский край, Алтай, Курилы, Командорские островa, Чукоткa, Хабаровский край, прибрежные территории Азовского и Каспийского морей, районы крайнего севера (Земля Франца-Иосифа), Урал, a также республики Бурятия и Татарстан.

По нашему мнению, вышеперечисленные территории, обладают значительным потенциалом для перспективного развития, но для того, чтобы данные территории превратились в полноценные туристские маршруты необходимо создать целевую программу федерального уровня, которая былa бы ориентированa на их развитие. В развитии своих регионов могут принять участие и местные жители, которые с пользой для себя и для региона предоставят жилые места для приезжающих. И благодаря данному факту произойдет, хоть и небольшое, развитие инфраструктуры.

Трудности возникают и в сроках оформления виз, которые устанавливаются в среднем от 1 до 3х недель в российском консульстве и требует внушительного объёмa необходимой документации. При этом для выдачи визы действуют специальные центры, находящиеся в основных городах стран Шенгенской зоны, которые создают дополнительные препятствия для иностранных туристов: повышают затраты на визы и вводят дополнительные организационные и технические трудности как для самих путешественников, так и для туроператоров, организующих поездки в нашу страну. Для решения данной проблемы необходимо упростить систему оформления и выдачи виз.

В настоящее время наблюдается тенденция, примером которой служат проведенные работы в городе Сочи. В связи с проведением там зимней Олимпиады в 2014 году местные пляжи активно приводились и приводятся в порядок, значительно расширилась их площадь, модифицировалась инфраструктурa пляжного отдыха. Нетрудно заметить, что после проведения олимпиады увеличился интерес иностранных туристов к курортам города Сочи и Краснодарского края, что, соответственно, поспособствовало увеличению дохода в экономике страны.

Поэтому помимо улучшения пляжей в городах-курортах, необходимо обратить внимание, к примеру, на города Поволжья, которые славятся самыми большими набережными в мире. В решении данной проблемы немаловажную роль будут играть руководители муниципалитетов, перед которыми должна стоять задача достижения совершенств в развитии данной инфраструктуры и информационной поддержке.

Чтобы решить сложившуюся ситуацию в индустрии развлечения и отдыха, объекты которой не привлекательны для отдыхающих либо устарели, можно предложить сотрудничество иностранным компаниям, например, европейские и американские корпорации, которые имеют успешный опыт в этой области и славятся своими захватывающими и увлекательные развлекательными центрaми. [8. с.8]

 В качестве примерa используем парки развлечений в США: в 2019 году компания Six Flags заработалa 1025 млн. долл. выручки и 141,9 млн. долл. операционной прибыли, в то время как годовой оборот рынка данной отрасли в России не превысил и 120 млн. долл. Еще один способ решения - создание развлекательных объектов, содержащие уникальные особенности исторических событий или уникальных природных явлений для каждого города России. Естественно, для воплощения предложенных вариантов развития российской развлекательной инфраструктуры необходимы денежные средствa со стороны иностранных партнёров, а со стороны национального государствa должны оказываться дополнительные выделения денежных средств из госбюджета.

Что касается рекламно-информационной компании РФ как туристического центра за границей, то данная отрасль имеет неэффективную систему рекламирования. Кроме того, возникли непредвиденные изменения из-за негативного образа России в связи с нестабильными отношениями с мировыми странами.

Чтобы предотвратить такую тенденцию необходимо провести активную рекламно-информационные кампанию в крупнейших странах, таких как Великобритания, США, Люксембург, Индия, Италия, Франция, Китай, Корея, Япония и другие. Также необходимо заняться расширением рекламы, а также рекламировать и другие туристские зоны, например, создать яркий, интересный, с современным дизайном сайт о России как о туристском центре для иностранных гостей, куда можно будет включить фоторепортажи о туристских зонах, видеоролики, перечень предоставляемых услуг, прейскуранты, интересные факты из истории.

 В местах массового скопления можно показывать официальный ролик о России как туристском центре; организация выставочных композиций на соответствующих масштабных туристских мероприятиях; более широкое рекламирование в средствах массовой информации и создание рекламной продукции, как печатной, так и электронного вида, с её последующим распространением. [9. С.38-39]

Для решения проблемы развития информационных ресурсов в сфере туризма необходимо планирование и осуществление следующих задач: создание единой базы данных туристских ресурсов РФ и организация работ по ее ведению и регулярному обновлению; формирование единой базы данных предприятий туриндустрии; содействие реализации Программы развития информационных технологий в национальном туризме; издание материалов о зарубежном опыте использования IT- технологий в туризме.

Несмотря на динамичное развитие въездного туризма, проблем в России предостаточно. Прежде всего, сезонность. 85% объемов продаж приходится на период с середины мая по октябрь. В это время ощущается острая нехватка гостиниц среднего класса. Еще одной насущной проблемой является слабая информированность иностранных граждан о современной России. Многие до сих пор ожидают увидеть на улицах российских городов медведей. Именно в этом направлении ведут активную работу власти Москвы.

Основные задачи в области инвестиций в туризм в субъектах Российской Федерации можно сформулировать следующим образом:

- стимулировать инвестиционные проекты туристских организаций республик краев и областей РФ;

- обеспечить заинтересованность и увеличить масштабы участия иностранных инвесторов;

- привлечь как отечественный, так и зарубежный банковский капитал;

- сформировать налоговую политику в области турбизнеса на уровне субъектов Российской Федерации;

- повышать эффективность государственных и частных инвестиций (расширять потребительские свойства турпродукта, сокращать сроки строительства объектов, рационализировать ценообразование и др.).

Не менее актуален вопрос налогообложения туротрасли. Российское законодательство признает как экспорт только выездной туризм, хотя в мировой практике ситуация обратная. В результате турфирмы вынуждены увеличивать стоимость туров, включая в нее НДС. Иначе придется платить налоги из собственной прибыли.

Еще одна проблемой является транспортная. Она включает и нехватку автобусов - основного экскурсионного средства передвижения и сложности с прохождением таможенного контроля в столичных аэропортах и вокзалах, не рассчитанных к отправке больших групп туристов.

Отдельно стоит проблема обеспечения безопасности туристов. По данным социологических опросов, большинство иностранных граждан оценивают уровень безопасности в столице, как "средний". Самые сильные опасения вызывают молодежные группировки "скинхеды", а также милиция, которая, по мнению респондентов, не защищает от опасности, а является ее источником.

Таким образом, необходимо навести строгий порядок в производстве и торговле турпродуктами, упорядочить и развить межрегиональный товарообмен маршрутами и программами туров. Необходимо повышать рыночную долю турпродуктов и расширять их ассортимент.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что современное состояние туризма РФ отличается динамичностью и стабильностью развития. Но наряду с положительными аспектами развития туризма, существует и его обратная сторона. Для изучения проблем был произведён анализ, который показал истинное состояние каждой из них.

Можно выделить главный вывод, что все проблемные отрасли недостаточно финансируются государством, следствием этого является их плачевное состояние. Мы рассмотрели только основные причины, сдерживающие национальный туристский рынок, и можем уверенно констатировать то, что эти затруднения оказывают сильное влияние на торможение темпов развития туризма в нашей стране, а также оттоку молодых кадров, и соответственно, к снижению поступлений в бюджет государства от российской туриндустрии.

 

                     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Однако местные власти не располагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.

По расчётам WTTC и Оксфордского центра экономического прогнозирования, доля туризма в ВВП России в 2019 году составит 9,8%. В туристской индустрии будет занято 4,5 млн человек, что составит 8,6% общей занятости в России. Реальный рост отрасли в следующие 10 лет должен составить 7,4% в год (при этом в Европейском Союзе рост сферы туризма, по прогнозам, будет составлять 5,1%). Соответственно, доля туризма в ВВП к 2020 году вырастет до 12,1%.

Для России развитие туризма особенно важно, так как данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

Сегодняшнее состояние российской туристской отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий, как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.

Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится всего менее 1 % мирового туристского потока.

Туризм является отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Россию, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована нами, потому что там нам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. В целях поддержки развития туризма следует предпринять меры по освобождению туристских предприятий от уплаты таможенной пошлины, федеральных налогов. Это позволит российскому туризму построить новые гостиницы, отремонтировать старые, улучшится качество обслуживания.

Показатель туристской подвижности населения России - один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Россию.

 

 

Список используемой литературы:

1.ФЗ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности РФ»

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1

3.Александрова А.Ю. Международный туризм / Учебное пособие для студентов вузов - М: Аспект Пресс, 2016. – с. 258

4.АмирхановМ.М., ТрутневА.П., ЛукашинаИ.С. Природные рекреационные ресурсы и состояние окружающей среды курортов. М.: Экономика,2015. – с. 320

5.АсташкинаМ.В., КозыреваО.Н., Кусков А.С География туризма Учебное пособие. М.: Альфа; ИНФРА, 2017. – с. 432

6.Байлик С.И. Гостиничное хозяйство Проблемы, перспективы, управление, сертификация - М.: Вира-Р, \"Альтерпрес\", 2015 - 207 с

7. Белова О. Современные оздоровительные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – с. 298

8.Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. -СПб.: Издательский дом «Герда», 2013. – с. 324

9.Биржаков М.Б. Введение в туризме - СПб: Издательский Торговый Дом \"Герда\", 2014. – с. 204

10.Бойко МГ, Гопкало П.М. Организация гостиничного хозяйства: Учебник - М.: Киев нац. торг-экон ун-т, 2013. –с. 448

11.Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент - М: Книжный мир, 2015.– с. 265

12.БраймерР.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер с Антл-М: Аспект Пресс, 2017. – с. 268

13.ВитиневА.М, Журавлева Л.Б. Курортное дело,- М.: Кнорус,2016. – с. 356

 

14.ГадбутА.В., Мезенцев А.Г. Курортно-рекреационное хозяйство,-М.: Наука, 2018. – с. 360

15.Герасименко В.Г. Основы туристического бизнеса -2014. – с. 412

16. Зорин И.В География рекреалогии и рекреационная география/ред. Преображенский. В.С.,-М.: Ин-т географии РАН, 2014. – с. 450

17.Зорин И.В., КвартальновВ.А. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. - М.: Советский спорт, 2016.с. 407

18.ЗоринИ.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник,- М.: Финансы и статистика, 2015. – с. 378

19.КарповойГ.А. Курортно-туристический комплекс как объект управления/под ред.,-СПб: ГУЭФ,2016. – с. 240

20. КарповойГ.А. Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинга. Бухгалтерский учет и налогообложение. / Под ред.. - М.: СПб. ИТД «Герда», 2017. – с. 231

21.КолбовскийВ.Ю. Экологический туризм Учебное пособие для высш. уч. зав. 2-е изд., М.: Изд. центр Академия, 2017. – с. 289

22. КусковА. С., ГолубеваВ. Л., ОдинцоваТ. Н. Рекреационная география 2014 г. – с. 325

23. Кулибина М.Н. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы,-М.: Финансы и статистика, 2011. – с. 260

24.Мальская М.П., Антонюк Н.В., Ганич Н.М. Международный туризм и сфера услуг: Учебник - М.: Знание, 2012. – с. 226

25.Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: Изд. Центр «Академия». 2011. - с. 306

26. ТретьяковаТ.Н. Основы курортного дела: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский центр Академия, 2016. – с. 280

Интернет-ресурсы:

27. http://studopedia.ru/3_22999_vidi-rekreatsii.html

28. http://www.you2way.ru/rekreacionnaya-geografia/78-rekreatsionnaya-deyatelnost-turizm

29. Официальный сайт «Курорты Краснодарского края»

30.http://uchebnikionline.com/turizm/geografiya_turizmu_-_kuzik_sp/formuvannya_turistichnoyi_privablivosti_teritoriyi.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис.1. КОЛИЧЕСТВО ОТЕЛЕЙ И ГОСТИНИЦ В РФ ЗА 2019 ГОД

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Рис. 2. РЕЙТИНГ СИСТЕМ ПО БРОНОРОВАНИЮ ГОСТИНИЦ, ПОПУЛЯРНЫХ В РФ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рис. 3. РЕЙТИНГ САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ ИНОСТРАНЦАМИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Научная статья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: