Организация бухгалтерского учета
Деятельности предприятий малого бизнеса
Основные задачи бухгалтерского учета
Законодательная и нормативные базы развития малого предпринимательства являются основополагающими для решения политических, финансовых, социальных и других вопросов становления малого бизнеса в нашей стране.
К числу финансовых вопросов на ряду с другими можно отнести вопросы учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства. Анализируя и обобщая документы Минфина в области бухгалтерского учета малого бизнеса можно сформулировать задачи субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:
- совершенствование законодательной и нормативной базы;
- унификация и упрощение учетных регистров;
- упрощение рабочего плана счетов;
- совершенствование документооборота и минимизация количества бухгалтерских документов;
- сокращение форм отчетности;
- упрощение баланса за счет укрупнения статей;
- упрощение налогообложения, что позволит устранить рутинную работу бухгалтеров по расчетам налогов.
Это основные задачи. Однако, задач значительно больше и они глубже, т.к. необходимо прежде всего исходить из общих задач реформированием бухгалтерского учета в нашей стране.
Ведущими специалистами в области учета и налогообложения такая работа в настоящее время проводится. Минфином РФ разрабатываются документы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в связи с переходом отечественной практики ведения бухгалтерского учета на принципы заложенные в международных стандартах финансовой отчетности.
Эти документы имеют 3 уровня:
1 уровень - законодательный. К ним относятся Федеральные Законы, Указы Президента, постановления Правительства, Кодексы РФ. Основным является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129ФЗ.
2 уровень – Положения Минфина РФ, которые являются нормативными стандартами (ПБУ).
3 уровень – это методические указания, приказы, письма Минфина и других органов исполнительной власти занимающихся вопросами бухгалтерского учета.
На особый уровень выделен четвертый уровень документов. Это рабочие документы предприятия, определяющие его учетную политику в методическом, организационном и технических направлениях.
На основании статьи 6 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства хозяйственных операций несут руководители предприятия. Руководители малых предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:
· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляемое главным бухгалтером;
· ввести в штат должность бухгалтера;
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;
· вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер (или бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации.
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии начинается с:
- составления рабочего плана счетов;
- определения формы бухгалтерского учета;
- определения состава применяемых первичных документов;
- определения системы документооборота, которые утверждаются приказом об учетной политике малого предприятия.