Глава 1. Специфика дополнительного образования: основные понятия, структура и технологии

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «СПЕЦИФИКА  И ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ  

В «МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА» ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН»

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Пинчевской П.Л.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар, 2020


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ………………    
1.1 Понятие дополнительного образования и система учреждений дополнительного образования................................................................................   8
1.2 Специфика и проблемы  дополнительного образования в области хореографии…..........................................................................................................   16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ В   МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА»……………………………………................................................  
2.1 Условия и характеристика дополнительного образования в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр творчества «Пирамида…..………………………………………………………………………   25
2.2 Анализ состояния дополнительного образования в области хореографии в  Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр творчества «Пирамида»……………………………………………………………………...   33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..   57
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 60

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что одной из наиболее важных задач современного общества является решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени в детский период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.

Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров, комплексов и образовательных учреждениях в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность само реализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Проблема исследования заключается в том, что в сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Также нужно отметить, что уделяется недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как к средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но и педагогическое образование.

Степень разработанности проблемы. Многие отечественные исследователи не раз касались в своих работах темы организации дополнительного образования в области хореографии, а также специфики дополнительного образования в целом.

Теоретической основой для изучения специфики дополнительного образования являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).

Основополагающими положениями для полного рассмотрения данной проблемы явились работы, связанные с досуговой сферой (Ю.А. Стрельцова, Т.Н. Николаевой, В.Е. Новаторова).

Не менее важное значение для исследований имели исследовательские работы по социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.Н. Ерошенко, Ю.А. Стрельцова; и культурологии: Б.С. Ерасов и другие).

О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые (О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А. Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др.).

Научные исследования в сфере педагогического обоснования и сопровождения творчески развивающей деятельности детей и подростков в условиях дополнительного образования охватывают ряд актуальных направлений: формирования и удовлетворения социального заказа образованию со стороны различных социальных групп (И.А. Маврина, О.В. Морева), досуговой составляющей социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова, Т.Г. Киселева, Н.Н. Ярошенко); социализации детей и подростков в сфере досуга (Г.И. Фролова, С.А. Шмаков) и др.

Так же методологическими основами данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в сфере культуры и досуга (И.В. Бестужев-Лада, В.Г. Бочарова, Б. Грушин и др.), а также по вопросам основ психологии личности (Г.М. Андреева, И.Ю. Кулагин и др.).

Не потеряли актуальности в наши дни и классические труды в области хореографии, посвященные развитию танцев (Г.П. Гусев, А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, В.А. Звездочкин, Н.А. Александрова, В.А. Голубева), а так же труды, посвященные различным аспектам развития хореографии среди детей и подростков (Е.Н. Громова, В.М. Пасютинская, А.Я. Цорн, Т.С. Лисицкая).

Творческая, художественная и познавательная ценность данных исследований очевидна, так как благодаря им, ученые находят наиболее совершенные и доступные пути (разрабатывают образовательные программы, вводят специальные и интегрированные курсы обучения), помогающие детям ориентироваться в мире искусства, знакомиться с художественной культурой, набираться жизненного опыта, реализовывать свои творческие возможности.

Изучение работ этих и других авторов позволили сформировать теоретическую базу курсовой работы.

Объект исследования – занятия хореографией в системе дополнительного образования.

Предмет исследования – специфика организации дополнительного образования в области хореографии в Центре творчества «Пирамида».

Цель исследования – проанализировать деятельность Центра творчества «Пирамида» и разработать рекомендации для выявления и устранения недочетов в работе дополнительного образования в области хореографии.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие, особенности дополнительного образования.

2. Определить структуру учреждений дополнительного образования.

3. Рассмотреть специфику дополнительного образования в области хореографии.

4. Проанализировать созданные условия в учреждении дополнительного образования для развития творческого потенциала детей.

5. Провести опрос на удовлетворённость оказываемых услуг дополнительного образования в области хореографии.

6. Разработать рекомендации для выявления и устранения недочетов в работе дополнительного образования в области хореографии в Центре творчества «Пирамида»

База исследования. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр творчества «Пирамида».

Методами, использованными в ходе выполнения работы стали – общетеоретические методы: анализ и синтез; эмпирические и социологические методы: анализ управленческой документации, анкетирование.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности «Центра творчества «Пирамида» для устранения недочетов в области дополнительного образования. Также для разработки методического материала в работе дополнительного образования в области хореографии и создания лекционного материала для средних и высших учебных заведений.

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: