Толерантность как средство повышения эффективности общения

В психологии толерантность (лат. tolerantia — терпимость) — это терпимость, снисходительность к кому— или чему-либо. Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми.

Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Толерантность формируется путем воспитания.

Практическое занятие № 9. Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербальное общение. Анализ ролевых игр.


Задания:

1. Поучаствовать в деловой игре «Принятие групповых решений».

2. Произвести необходимые записи.

Краткий теоретический материал:

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. «Никто так ярко не признает свое невежество, – говорил Саади, – как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам начинает говорить». Поэтому, наверное, нам приятнее обращаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует, по крайней мере, два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств говорящего.

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность и т.п.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Методы принятия группового решения:

1) открытое общение;

2) ролевая игра – каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение;

3) групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников.

 

Ход работы:

 


Деловая игра: «Принятие групповых решений»

Процедура принятия решения включает ряд состояний, в которых участники должны:

1. Определить проблему письменно.

2. Рассмотреть ситуацию, в которой возникла проблема.

3. Снова сформулировать проблему, если ЕЕ действительно необходимо решить.

4. Сгенерировать альтернативные решения проблемы.

5. Выбрать одну альтернативу.

6. Проверить выбранное решение.

7. Реализовать выбранное решение.

8. Проанализировать - решена ли проблема?

 

Задача относительно принятия решения структурируется:

а) ситуацией, в которой возникла проблема;

б) целью, которую необходимо достичь;

в) средствами, которыми распоряжаются лица, принимающие решения.

 

Четыре листа бумаги или четыре части доски имеют следующие заголовки: ситуация, цель, средства и предложения.

Участники занятия начинают анализировать ситуацию, в которой возникла проблема. При этом происходит сбор информации от всех участников занятия и кто-нибудь из них ведет записи под заголовком «С итуация».

После получения полного описания ситуации участники занятия берутся до заполнения раздела «Цель», в котором формулируются одна или две (не более) цели.

После раздела «Цель» участники заполняют раздел «Средства», в котором перечисляются все имеющиеся средства достижения цели.

Решение о занесении в вышеупомянутые разделы тех или иных предложений участников принимаются на основании правила консенсуса, то есть члены группы, по крайней мере, не отрицают информации о ситуации, цели и средства. Если для уточнения информации требуется дополнительное время, то он должен быть выделен.

Раздел «Предложения» заполняется по правилам проведения «мозгового штурма», то есть ведущий участник группы, что ведет записи, фиксирует в этот раздел любые предложения, заявленные как способ достижения желаемой цели в конкретной ситуации при наличии описанных выше средств. При этом фаза сбора информации не должна переходить в фазу оценки предложений, которые были сгенерированы. Важным условием является также отсутствие спешки на пути к решению проблемы через предложения - группа имеет полностью отработать информацию и сгенерировать определенный объем предложений, который подлежит дальнейшей обработке.

В результате отбора внесенных предложений формируется «План действий». При этом могут быть распределены роли исполнителей или ответственных за реализацию определенных предложений. На этой стадии важно учесть степень вовлечения каждого участника занятия, что внес ту или иную предложение. Необходимо фиксировать все случаи игнорирования высказанной мысли или отказа участника группы защищать свое мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: