3.1 Опыт, применимый для совершенствования региональной политики России
Во-первых, на опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов [1].
Во-вторых, тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате, которым Союз пользуется в этой области. Вообще вопрос о дефинициях представляется крайне актуальным для России - без его решения вряд ли возможно дальнейшее развитие региональной политики. На сегодняшний день ситуация, к сожалению, такова, что практически каждый пишущий или говорящий о региональной политике, имеет в виду какое-то свое определение, не всегда понятное даже самому автору. Сейчас в России «ходит», по меньшей мере, 8 определений региональной политики. Таким образом, необходимо срочно выработать договоренность по этому поводу.
|
|
В-третьих, определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к «верхам», что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на «выполнение столичных функций».
В-четвертых, наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем точно, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне. Поддержание необходимых территориальных (региональных) пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов, по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Осуществление новой стратегии регионального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, институциональных, экономических механизмов федеративных отношении. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил российского общества. Стратегия регионального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика - увязывать конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства [3].
|
|
3.2 Проблемы регионального развития России
В начале XXI веке Россия столкнулась с рядом новых явлений, последствия которых для качества ее экономического пространства неоднозначны:
- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;
- усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
- изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
- ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития. Новые реалии создают для экономического пространства России, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.
Главные цели стратегии регионального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохраняется как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления. Таким образом, сотрудничество с ЕС и внимательное изучение его опыта способствует выработки национальной концепции региональной политики России [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы цель была достигнута, все задачи выполнены.
Исходя из этого можно сделать вывод, что региональная политика в любой стране должна отличаться следующими признаками:
– наличие осознанного и сформулированного видения целей регионального развития страны (в виде общих целей, стратегических планов),
– наличие органов власти, несущих ответственность за изменение пропорций территориального развития,
– наличие специальных инструментов, нацеленных на подъем проблемных территорий.
Если посмотреть с этих позиций на российскую ситуацию, то она окажется неоднозначной. Прежде всего российская экономическая политика постоянно балансирует между идеями либерализма, плохо подходящими для регулирования экономики в кризисных условиях, и разработкой адекватной модели федерального регулирования российской экономики. Соответственно, и региональной политике внимания уделяется то больше, то меньше.
Россия неплохо продвинулась в решении организационных вопросов региональной политики, есть все возможные для этого структуры. А вот что касается разработки стратегий и программ региональной политики, повышения прозрачности федерального бюджета с точки зрения распределения его расходов по территории страны, то с этими вопросами дело обстоит пока плохо. Инструменты региональной политики в России тоже есть.
Развиваются в России и межбюджетные отношения, в отношении которых есть наличие общей для многих стран проблемы поиска компромисса между выравниванием бюджетной обеспеченности регионов и созданием стимулов для органов власти на местах проводить эффективную социально-экономическую политику. К сожалению, как и проблема координации региональной и отраслевой политик, эта проблема решается очень трудно, и готовые рецепты для России найти довольно сложно.
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артобольский, С.С. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов: возможности использования зарубежного опыта. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы её выравнивания / С.С. Артобольский. - М: Научный мир, 2018. - 46 с.
2. Кондратьева Н.Б. Образ Европы в региональной политике ЕС // Современная Европа, 2017.
3. Кузнецова, О.Н. Мировой и российский опыт региональной экономической политики. Мировая экономика и международные отношения / О.Н. Кузнецова.- СПб: Питер, 2015 - 93 с.
4. Лавровский Б.Л., Мурзов И.А., Тягнибеда А.В., Уварова Е.В. Региональная политика выравнивания в ЕС: новейшие тенденции // Пространственная экономика, 2017.
5. Самсоненко, Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 192 c.
6. Эйсмонд, А.Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования. Социология и политология / А.Г. Эйсмонд.- М: Идея-Пресс, 2018.- 111 с.
7. Юилл, Д.В. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д.В. Юилл.- М: Научный мир, 2019. - 55 с.