Региональная политика стран Европейского союза на современном этапе - специфика и преимущества

 

2.1 Общая характеристика региональной политики ЕС

В состав Европейского Союза входит в настоящее время 27 государств, уровень социально-экономического развития которых неодинаков. Преодолению различий в экономическом потенциале отдельных частей ЕС служит региональная политика ЕС. Осуществляя региональную политику, ЕС «стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы» [4].

Чтобы понять принципы, механизмы и специфику региональной политики Европейского Союза, необходимо сначала определить логику любой региональной политики, будь то политика государств, регионов или международных организаций, - каждая может иметь свои «центры» и «регионы». Региональная политика как политика, направленная на региональное развитие внутри государства или другого типа политического сообщества, нацелена на выравнивание социально-экономического положения и эффективное экономическое развитие на всей территории сообщества.

Наиболее естественно региональная политика выглядит в государствах, поскольку именно они наиболее заинтересованы в целях, обычно достигаемых при помощи региональной политики. К ним чаще всего относятся следующие цели:

-·обеспечение эффективного социально-экономического развития на всей территории государства или сообщества;

-·снижение различий и диспропорций в уровне социально-экономического развития между регионами;

-·обеспечение безопасности, стабильности и лояльности всех регионов по отношению к центральным органам управления, в том числе приграничных, периферийных и экономически слабых.

Это означает, что государство и любое политическое сообщество чаще всего старается поддерживать свои слабые регионы для обеспечения социального порядка, собственной легитимности и целостности, а также в целом сохранение и обеспечение единого политического, социального и экономического пространства.

2.2 Особенности региональной политики отдельных стран ЕС

Для характеристики задач региональной политики стран Евросоюза необходимо разделить 27 стран ЕС на четыре большие группы [2]:

- первая группа – это так называемые «интегрированные» страны - Ирландия, Греция, Португалия, Испания и др. Эти страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза - в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС;

- вторую группу образуют Германия, Италия и др. Эти страны характеризуются большими внутренними различиями - между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

- третья группа представлена территориями Финляндии, Швеции и т.д. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

- четвертая – Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.

В «интегрированных» странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются шаги, направленные на установление равномерности регионального развития.

В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 1999 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны «способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов», а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно «осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны».

Вторая группа стран – Германия, Италия и т.д., характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано «устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны». Конституция Германии подчеркивает необходимость «создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны». Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране. Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны: страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области «конкурентоспособности» является составной частью подхода в рамках политики «возрождения» и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.

Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условий, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов. До 2007 г. для региональной политики ЕС использовались и другие структурные фонды. Теперь Европейский аграрный фонд развития сельской местности и Европейский фонд рыболовства полностью интегрированы соответственно в общую аграрную и общую рыболовную политику ЕС. Однако их деятельность по-прежнему оказывает опосредованное влияние на региональное развитие [6].

2.3 Инструменты региональной политики стран ЕС

Также необходимо вкратце охарактеризовать инструменты региональной политики стран ЕС. Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:

- средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;

- пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;

- стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки; формирование инфраструктуры;

- «мягкие» меры по стимулированию развития.

В настоящее время роль средств, идущих на сдерживание и «пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития», существенно сократилась. Средства сдерживания использовались во Франции - в отношении Парижа и его пригородов, Соединенным Королевством - в отношении Лондона и Юго-восточного региона. Но в 1970 году Соединенное Королевство отказалось от этой политики. Также в настоящее время Великобритания уже не является членом ЕС. В Париже в последующие годы применялась политика в отношении стимулирования развития бизнеса в основном за пределами столичного региона и перемещения предприятий за пределы столицы Франции. В настоящее время только Франция и Греция стимулируют развитие промышленности, которая расположена вдали от перенаселенных столиц.

За последние десятилетия роль экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось. Приватизация в области производства лишила правительство возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в указанные производства. Существует еще один важный аспект, касающийся экономической деятельности государства, который со временем утратил свою роль в качестве инструмента региональной политики: общественные закупки. В некоторых странах ЕС - Италия, Германия, Соединенное Королевство, проводилась политика по схемам предпочтительных закупок продукции у поставщиков из определенных районов. Впоследствии Европейский Суд назвал эти меры противозаконными, так как они являются причиной национальной дискриминации.

В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т. п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные регионы. Данные инструменты находят широкое применение практически во всех странах ЕС. К «мягким» элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т.д. [2].


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: