Творчество М.А. Врубеля

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века.

Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса

Врубель — у истоков русского символизма и модерна

Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.

В его творчестве соединяются две тенденции реалистическая и романтическая, на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.

Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».

Основные темы картин художника Врубеля

Религиозная тема

Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.

Центральная тема творчества мастера — это образ Демона

Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил.

М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова

В 1890 году художник рисует задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот же образ показан более жестоким.

В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», которую в то время больше никто не пытался иллюстрировать.

В 1898 году он возвращается к «демонической» теме, после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и

не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).

Сказочная тема

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова.

Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению Пушкина. Пророк стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»

Врубель как универсальный мастер

Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках.

Он создавал:

·  монументально-декоративные панно («Фауст»),

·  произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики),

· декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.

Художественные средства Врубеля

М.Врубель «Богоматерь с младенцем»

Основу колорита живописца составляют три цвета:

· золотистый;

· пурпурный (цвет зари)

· сине-лиловый (цвет ночи и неба).

Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.

Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.

Например,

· у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;

·  в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.

М.Врубель «Голова пророка»

У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.

Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.

В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте»

 9. Творчество В.А. Серова.

Дар к живописи обнаружился у Валентина Серова (1865 - 1911) в самом детстве и судьба благоволила тому, чтобы одаренный мальчик попал в нужные руки.

Родился будущий классик в Санкт-Петербурге в семье композитора Александра Серова. После ранней смерти отца 7-летний ребенок оказался с матерью сначала в Мюнхене, где его художественным образованием занимался немец Карл Каппинг, а затем — в Париже. Здесь уже Серов стал учеником знаменитого Ильи Репина.

В 1875 году Серов с матерью вернулся в Россию. С образованием не всегда все складывалось гладко, но это никак не помешало тому, что уже в конце 1880-х гг. имя молодого художника получило широкую известность. Знаменитая картина "Девочка с персиками" была написана Серовым в 1887 году, годом позже он закончил работу "Девушка, освещенная солнцем" и пейзаж "Заросший пруд".

Девочка с персиками (1887)

На картине изображена Вера Мамонтова, 12-летняя дочь успешного предпринимателя и мецената. Девочка на портрете сидит неподвижно, но по ее всклокоченным волосам и озорному взгляду понятно, что еще несколько минут назад она резвилась со своими сверстниками и через мгновение убежит вновь. Художнику удалось уловить и "остановить" прекрасное мгновение юности и покоя.

Девушка, освещенная солнцем (1888)

Картина написана в имении Домотканово, где художник провел весну и лето 1888 года. На портрете изображена двоюродная сестра Серова - Маша Симонович. И. Грабарь вспоминал, что перед самой своей смертью Валентин Александрович назвал это полотно самой лучшей своей работой:

"Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся..."

Заросший пруд. Домотканово (1888)

Этот пейзаж Серов писал параллельно с "Девушкой, освещенной солнцем", в те дни, когда была пасмурная погода и работать над портретом было невозможно. Первоначальное название картины - "Сумерки". Три названные картины в 1888 году были выставлены на VIII периодической выставке и принесли первую славу В.А. Серову.

Портреты В.А. Серова

Валентин Серов, картины которого стали пользоваться недюжинной популярностью, не оставался жестким приверженцем определенного направления, за годы творческой карьеры он проявил себя в разных жанрах и как живописец, и как портретист, и как график. В 1890-х годах и позднее была написана серия портретов, принесших ему поистине международную известность. Заказчиками модного портретиста становились самые разные люди, в том числе промышленники, аристократы и даже царская семья. При этом все портреты Серова отличаются выразительностью и реализмом, он не имел привычки "льстить" моделям - кем бы они ни были!

Исторический жанр в творчестве В.А. Серова

На рубеже веков в творчестве Серова стали появляться мотивы из русской истории, одной из самых выдающихся работ такого рода стала написанная в 1907 году картина "Петр I".

Петр I (1907)

На полотне изображен стремительный и грозный монарх, движущийся впереди свиты навстречу новому строительству. Александр Бенуа писал об этом полотне:

"Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии".

Из русской истории - в античность

Побывав в 1907 году в Греции, художник обращается к теме мифологии. На свет появляются "Похищение Европы", картина Серова "Одиссея и Навсикая" в разных вариантах.

Похищение Европы (1910)

Серов создал несколько вариантов этой картины, входящей в его "мифологический цикл". Ни один из них не доведен до конца. Сохранилось множество рисунков, акварельных и карандашных эскизов к ней и даже статуэтка, редчайший скульптурный опыт художника, - все они повторяют один задуманный автором сюжет. В основе работы античный миф о Зевсе, который, обратившись в быка, похитил дочь финикийского царя Агенора - Европу.

Позднее творчество

Портрет Иды Рубинштейн (1910)

Одна из самых поздних работ Серова потрясла современников. Портрет актрисы Иды Рубинштейн был некоторыми сочтен безобразным, а старый учитель Репин назвал изображенную на нем обнаженную танцовщицу "гальванизированным трупом".

В 1911 году, после смерти Серова, отношение к этой неоднозначной работе переменилось. Она и сегодня считается одним из образцов классики и выставлена в Русском музее. Серов — художник с большой буквы, и он мог себе позволить изображать реальность такой, какой ее видел.

Но есть вещи, художнику неподвластные. Находясь в расцвете творческих сил, 46-летний Валентин Серов скоропостижно скончался от приступа стенокардии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: