Вопрос 3. Творчество П. Сезанна

В 1874 году Париж стал местом художественной революции - открылась первая выставка художников, которых впоследствии назовут импрессионистами. Знаменитое событие сразу же было осуждено критиками. Картины Моне, Ренуара и других были слишком непривычными для их современников, но ни на кого не вылили столько сарказма как на одинокого задумчивого художника с юга Франции – Поля Сезанна.

Величественная вершина горы Сент-Виктория считается самой поразительной достопримечательностью французской провинции Прованс. Вокруг нее разбросано множество городков, включая городок, где родился Поль Сезанн 19 января 1839 года. Выросший в этой сухой, пыльной местности, Сезанн восхищался горой Сент-Виктория – ее обаяние останется с ним на всю жизнь, она вдохновит мастера на самые замечательные его пейзажи. Задним числом можно считать, что эта одинокая вершина была символом монументальности искусства Сезанна, показателем размера его достижений.

Невоспитанность художника лишила его возможности выставлять свои ранние работы. Всем известно, как он стенал и кричал о справедливости, когда Салон отклонил его картины. Ранний Сезанн - это дикие, мрачные полотна с жуткими сюжетами, типа похищения или убийства. Жуткая тематика продолжается и в загадочной картине 1869 года «Вскрытие». Такие работы шокировали жюри выставки Салона того времени, но теперь они считаются важным этапом в творческом становлении мастера. Он как будто разбрызгивал краску по холсту, не очень осмысляя процесс композиции. Это были эмоциональные картины, отражающие его настроение.

Официальный отказ выставлять его работы всю жизнь преследовал Сезанна. Он часто возвращался в Прованс к отцу, от которого зависел материально и которого боялся. Этот страх отражен в его портретах. Портрет Луи-Огюста - его другой образ темных лет раннего творчества Сезанна, кардинально отличающийся от его блестящих поздних шедевров.

Ранние натюрморты живописца проникнуты черной меланхолией, зато картина 1871 года «Черные часы» намекает на мощный структурализм. Интересно, что на часах нет стрелок, видимо, таким образом, художник изображает власть вечности.

Вскоре после завершения работы над этими полотнами, у Сезанна возникли другие заботы, кроме искусства - летом 1870-го года началась Франко-Прусская война. Как и многие другие, Сезанн сбежал, чтобы не попасть в армию. В его жизни настала пора перемен.

Он жил в приморском городке Эстаке, пока на севере бушевала война. Именно здесь его живопись начинает меняться - в ней все чаще появляются пейзажи. На картине 1870 года «Тающий снег в Эстаке» еще виден резкий контраст тьмы и света, который отличал его ранние работы. Но на картине «Уборка», написанной в том же году, мы видим более светлые тона. Впервые на картинах Сезанна мы видим знакомую ему с детства гору, которая появится на его поздних шедеврах. Сезанна не особо волнует манера живописи, он интересуется формами. Ясное видение, его собственные чувства, его отклик на пейзажи сквозит в этой и других картинах этого периода. Он стремится обрести собственное видение мира, не замусоренное ничем из прошлого.

Манера живописи Сезанна продолжает развиваться, как и другие аспекты его творчества. Такие холсты, как «Дом повешенного» показывают, что он обрел больший контроль, чем в своих диких работах 1860-х годов. Также Сезанн начинает использовать цвет для создания единого образа картины, вместо использования обычной перспективы. Мощное цветовое единение станет отличительным знаком зрелых работ Сезанна.

К 1873 году его ранний период еще не завершен. В этом году он работает над полотном «Современная Олимпия», преднамеренно провокационной картиной, навеянной работой Мане, которая оскорбила чувства зрителей на Салоне 1875 года. Обе работы изображают проститутку, но Сезанн решил включить себя в эту дерзкую, чувственную картину.

Вскоре после выставки работы художника нашли своего почитателя - им оказался таможенный инспектор Виктор Шоке. Сезанн пишет его портрет к III выставке импрессионистов. И снова его картина подверглась нападкам.

Женитьба в 1886 году на Гортензии фактически ничего не изменила в его жизни, но смерть отца, которая произошла в том же году еще больше способствовала его уединению. Она означала материальную независимость, теперь он мог работать, не считаясь с мнением критиков, чем он и занялся в последующие 20 лет.

Сезанн старался поймать в своих полотнах основную структуру натуры. Для этого ему нужно было развить новый способ описания пространства и пространственных отношений между объектами. За несколько лет до смерти отца Сезанн написал «Мост через Марну к Креете». Она отражает готовность художника к новшествам в стремлении достичь своих художественных замыслов. Он пытался получить ощущение перспективы через цветовую гамму, сам цвет создавал глубину.

В начале 1880-х годов он пишет серию полотен с видами марсельского залива из городка Эстак. На этих картинах видно одно из величайших достижений художника – техника, известная как живопись плоской глубины. Организация мазков на холсте, цвета, которые он использует и деликатность, с которой он их применяет, создают ощущение глубины, которой он прежде не интересовался.

В конце 1880-х годов Сезанн полностью освоил свою технику. Художника захлёстывали приступы гнева, у него развился психологический страх к прикосновениям даже его собственного сына. Это чувство дистанции заметно в портрете Поля Сезанна младшего. На подобных полотнах незаметно его чувство привязанности. Его полотна - это конструирование натуры, и тот факт, что на полотне его сын, неважен.

Часто художнику позировала супруга Гортензия, позировавшая ему в те дни, когда они были рядом. На работе 1877 года, где мадам Сезанн сидит в красном кресле, он больше заинтересован цветовым сочетанием, чем желанием продемонстрировать личные особенности жены. На более поздней работе, показывающей Гортензию в консерватории, художник также ищет вдохновение не в жене. Художника больше заботит физическая структура женщины, чем она сама.

Натюрморт 1895 года дает ощущение геометрической конструкции, столь вдохновляющей художников ХХ века. Сезанн считал, что все объекты, которые могут быть изображены, можно свести к трем геометрическим фигурам - конусу, цилиндру и сфере. Геометрическая основа работ Сезанна, миновав импрессионизм, попала в современное искусство. В 1906 году Пабло Пикассо показал миру «Авиньонских девиц», она была вдохновлена «Купальщицами» Сезанна. В этой работе Сезанн соединяет все художественные приемы, найденные им за десятилетие. Здесь и пейзаж, и фигуры конструируют единую натуру, между ними фактически нет различия.

Если Сезанн верил, что пейзаж становится «думающим», «живым» когда он изображает его на картине, то в отношении одного пейзажа это можно сказать без тени сомнений. Речь идет о горе Виктории. Всю жизнь Сезанн был очарован этой вершиной, высящейся в 20 километрах от его родного города. Всего он написал ее 60 раз, начиная с картины «Уборка» (1870). Три десятилетия спустя 60-летний больной диабетом художник выходит каждое утро, чтобы рисовать вершину с разных точек. Благодаря этим картинам можно наблюдать развитие его живописной техники, начиная от ранних цветовых блоков, простых пейзажей к более поздним, почти абстрактным полотнам, на которых мы не всегда видим четкий рисунок.

15 октября 1906 года Поль писал на пленэре, попал под ливень и простудился. Затем началось воспаление легких. 22 октября 1906 года Поль Сезанн скончался. В момент его смерти рядом не оказалось жены и сына. Он умер, как и жил - в одиночестве. Достижения Сезанна, трудившегося сорок лет и так не получившего признания, потом, в ХХ веке, сделали его отцом нового направления в искусстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: