Формирование на территории населенного пункта маршрутов пассажирского транспорта осуществляется в процессе маршрутизации транспортной сети.
Маршрутизация транспортной сети - это процесс разработки маршрутов, охватывающих всю территорию населенного пункта, и распределения между ними пассажиропотоков.
В результате маршрутизации должна быть сформирована совокупность маршрутов пассажирского транспорта, обеспечивающая минимальные затраты населения (времени и денег) на поездки при минимальных финансовых затратах перевозчиков путем рационального выбора вида пассажирского транспорта и его вместимости, обеспечивающих максимальные скорости сообщения между центрами тяготения по кратчайшим направлениям с минимальными коэффициентами непрямо линейности и максимальной беспересадочностью.
Маршруты в границах населенного пункта рассматриваются как элементы маршрутной системы.
Маршрутная система - это увязанная территориально и во времени совокупность маршрутов всех и отдельных видов городского пассажирского транспорта, обслуживающих городские пассажирские перевозки в пределах заданной транспортной сети.
|
|
Под территориальной увязанностью маршрутной системы понимают согласованное с пассажиропотоками размещение на плане города маршрутов одного или разных видов пассажирского транспорта, их конечных станций, остановочных пунктов и других линейных сооружений.
Под увязанностью во времени понимают согласование режимов работы маршрутов и расписаний движения транспортных средств, обслуживающих разные маршруты.
Основу маршрутной системы составляет маршрутная сеть.
Маршрутная сеть - это совокупность всех трасс маршрутов пассажирского транспорта, согласованных с транспортной сетью населенного пункта, с учетом ограничений движения отдельных видов пассажирского транспорта по каким-либо направлениям.
Конфигурация маршрутной сети определяется прохождением линий маршрутов пассажирского транспорта на транспортной схеме города (района, области).
Принципы проектирования маршрутной системы
Проектирование маршрутной системы должно вестись с учетом следующих основных принципов:
1) маршрутная система должна соответствовать пассажиропотокам по направлениям и обеспечивать такое принудительное распределение их по сети, при котором наилучшим образом обеспечивается прямолинейность поездок пассажиров, минимальные число пересадок и затраты времени на передвижения;
2) маршрутная система должна обеспечивать максимально равномерное распределение пассажиропотоков по длине маршрутов и во времени, а также по районам движения и видам транспорта;
|
|
3) расположение маршрутов должно обеспечивать удобство пересадки пассажирам на транспортные средства других видов городского транспорта;
4) маршруты городских сообщений должны проходить вблизи маршрутов пригородных и междугородных сообщений;
5) маршруты с большим объемом перевозок пассажиров не должны начинаться и заканчиваться в центре города;
6) совмещение на одной улице более четырех маршрутов не рекомендуется, так как осложняет регулярность движения;
7) длина отдельных маршрутов должна назначаться с учетом обеспечения регулярности движения подвижного состава и охраны труда водителей, исходя из принятой скорости сообщения;
8) кольцевые маршруты городского транспорта рекомендуется проектировать в городах с населением свыше 500 тыс. жителей.
Организация маршрутов большой протяженности имеет следующие преимущества:
- обеспечивает беспересадочное сообщение между периферийными пунктами города;
- не требует организации конечных пунктов в центральной части города.
Короткие маршруты имеют следующие преимущества:
- облегчается достижение более равномерной загрузки транспортных средств на всем протяжении маршрута;
- обеспечивается более высокая регулярность движения.