Перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
На технологию и организацию перевозок пассажиров в международном сообщении влияют несколько факторов:
· особенности эксплуатационных условий и национального транспортного законодательства различных государств, по территории которых проходит маршрут;
· специфика пассажиропотоков;
необходимость преодоления погран переходов.
В междугородном автобусном сообщении продолжительность рейса может достигать нескольких суток, в связи с чем решающим фактором организации перевозок становится соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей. При организации перевозок должны учитываться требования международных договоров и законодательства различных стран, часто более строгие, по сравнению с внутренними российскими стандартами организации движения. Экипаж автобуса должен знать условия движения на иностранной территории, особенности национальных правил дорожного движения. Необходимо подготовить дополнительную бортовую документацию. Перемещение автобуса, пассажиров, персонала и багажа через государственные границы сопряжено с пограничным и таможенным контролем.
|
|
В настоящее время в Российской Федерации около 13 % пассажиров международного сообщения перевозятся автомобильным транспортом, главным образом — автобусами[14].
Международные автобусные перевозки подразделяют на:
· регулярные;
· нерегулярные.
Регулярные перевозки осуществляются по маршрутам и расписаниям движения на условиях публичного договора перевозки, в поостановочном сообщении с посадкой и высадкой пассажиров на автовокзалах или в специально оборудованных пунктах. Движение на таких маршрутах регламентируется международными конвенциями, двусторонними правительственными соглашениями и договорами перевозчиков.
Нерегулярные перевозки в основном относятся к туристским. Группа туристов следует в автобусе, попутно посещая туристические объекты. На оборотном пункте туристского маршрута обычно предусмотрена остановка на несколько суток для отдыха и выезда в однодневные экскурсии.
Среди международных автомобильных перевозчиков в России преобладают малые формы предпринимательства —78% перевозчиков имеют 1 —2 автобуса, 15% —от 3 до 5 автобусов, остальные 7 % эксплуатируют свыше 5 автобусов. Это затрудняет выполнение перевозчиками требований о подготовке автобусов к длительным рейсам и производительное использование автобусов в связи с ограничениями на режим труда и отдыха водителей.
|
|
Для международных автобусных перевозок наиболее характерными группами пассажиров являются лица с ограниченными доходами, лица, следующие на незначительные расстояния и туристы, избравшие такой вид отдыха, как автобусный тур. Распределение потока российских туристов имеет пики спроса на услуги, приходящиеся на летние месяцы. В приграничных местностях имеется спрос на международные перевозки легковыми автомобилями.