double arrow

Модуль 5. Мировая политика и международные отношения – 4 часа

Лекция № 14. Мировая политика и современные международные отношения.

1. Особенности международных политических процессов. Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики.

2. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

3. Основные теории международной политики. Геополитика.

4. Новейшие тенденции развития мировой политики. Глобальные проблемы современности.

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Современные тенденции развития международных отношений

Независимые госу­дарства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере меж­дународных отношений. Международные отношения — это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэто­му в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) раз­личные силы: государственные, военные, экономические, полити­ческие, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:отношения соперничества и отношения сотрудни­чества.Международная или мировая политика является ядром меж­дународных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, приня­тия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сооб­щества.В современной мировой политике действует огромное коли­чество различных участников. Но до сих пор преобладающим оста­ется взгляд, чтоосновными субъектами мировой политики явля­ются государства и группы (союзы) государств.Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расши­рения участников международных отношений.Все более важными субъектами в международных отношениях становятся междуна­родные организации. Они обычно разделяются на межгосударст­венные или межправительственные и неправительственные орга­низации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительствен­ные организации имеют более сложную структуру, чем межгосу­дарственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а мо­гут иметь смешанный характер, то есть включать и правительст­венные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число международных организаций посто­янно растет. Международные организации охватывают самые разные ас­пекты международных отношений. Они создаются в экономичес­кой, политической, культурной, национальной областях, имеют оп­ределенные особенности и специфику. В качестве примера различ­ных международных организаций можно привести:— региональные организации, такие как Ассоциация Госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономичес­кое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хо­зяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Органи­зация Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Органи­зация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Крими­нальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демокра­тическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международ­ный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедера­ция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарнос­ти: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Между­народный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отно­шений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранно­го взаимодействия различных государств в целях поддержания ми­ра и безопасности, содействия экономическому и социальному про­грессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 госу­дарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не оста­ется вне поля зрения Организации Объединенных Наций. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отно­сятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами куль­туры и науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют боль­ше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения. Огромным влиянием на мировой арене пользуются междуна­родные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои фили­алы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК об­ладают огромными экономическими ресурсами, дающими им пре­имущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. Важными субъектами мировой политики выступают религи­озные организации. Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, кото­рым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но все же роль всех вышеназванных субъектовостается по­ка несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую ли­бо отдельно взятую социальную группу или политическую органи­зацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обес­печения суверенитета, безопасности, территориальной целостнос­ти, находятся в ведении именно государства. Политологи подчерки­вают, что государство — единственный общенациональный инсти­тут, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Го­сударства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно предста­вить как его способность, защищая собственные интересы, воздей­ствовать на другие государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно счита­лось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, во­енный потенциал страны во многом определяет ее могущество и со­ответствующее положение на международной арене. Реальное положение государства на мировой арене опреде­ляется более широкими показателями. К ним принято относить ве­личину территории, природные и людские ресурсы, структуру на­циональной экономики, объем и качество промышленного и сель­скохозяйственного производства, умение обеспечивать поступа­тельное развитие страны, гарантировать экономическую безопас­ность обществ, а также способность страны оказывать прогрессив­ное влияние на международное развитие. Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика».В конеч­ном итоге международные отношения складываются, прежде все­го, из совокупности внешнеполитической деятельности госу­дарств, которые являются основными участниками международ­ных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.Внешняя политика регулирует отношения данного государ­ства с другими государствами, обеспечивает реализацию его по­требностей и интересов на международной арене. Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие офи­циальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать опре­деленные методы и способы их реализации. Внешнеполитическая деятельность по достижению постав­ленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими. К политическим средствам относится, в первую очередь, дип­ломатия.Дипломатия — это официальная деятельность государ­ства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций междуна­родного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дип­ломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двух­сторонних и многосторонних соглашений, дипломатической пере­писки, участия в работе международных организаций. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для до­стижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное поло­жение на международной арене. Даже небольшие по территории го­сударства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономи­ка, которая базируется на передовых технологиях и способная рас­пространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенны­ми экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении. К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенно­го. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за по­следние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протя­жении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со слова­ми Дж. Бернала, что «война — всегда преступление против челове­чества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губитель­ности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других то­чек зрения. Например, Гегель считал, что война — двигатель про­гресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обще­ствоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-преж­нему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики. К косвенным военным средствам относится гонка вооруже­ний, включающая испытание новых видов оружия, учения, манев­ры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего ми­ра в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов ору­жия массового поражения. К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие дости­жения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия полу­чил промышленный шпионаж. Пропагандистские средства включают в себявесь арсенал со­временных средств массовой информации, пропаганды и агита­ции, которые используются для укрепления авторитета государст­ва на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Час­то пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

2. Основные теории международной политики

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформули­ровать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отно­шений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская те­ория мирового революционного процесса, теория прагматизма и по­литического реализма, модернистские теории международных от­ношений и геополитическая теория. Заметное место среди теорий международной политики зани­мает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны:классовый подход к анализу мировых проблем, изу­чение внешней политики государства в связи с внутренней, рас­смотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объектив­ных и субъективных факторов расстановки сил.Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к соци­ализму, марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом ре­волюционном процессе, об антиимпериалистической борьбе. Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики им­периализма является мировое господство, при капитализме невоз­можна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы. Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и полити­ками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау. Рассматривая несовершенство положения в мире как резуль­тат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «мо­ральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда не­прочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами»как борьба за власть, начатая суверенны­ми государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов. Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельнос­тью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые инте­ресы, то в международной политике — преимущественно нацио­нальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов.Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельнос­ти его лидеров коренных потребностей национального государст­ва. К постоянным интересам относятся «национальная безопас­ность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потен­циала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «ин­тересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно. Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «госу­дарственные» интересы следует отметить, что между ними сущест­вуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать. Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее ее силе. «Международная по­литика, как и всякая другая, — подчеркивает Г. Моргентау, — есть борьба за силу. Каковы бы ни были абсолютные цели международ­ной политики, сила всегда является непосредственной целью». «Модернистские» теории, созданные в противовес традици­онной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Форми­рование данных теорий происходило под сильным влиянием коли­чественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и со­здании таких моделей, которые можно было бы анализировать с по­мощью ЭВМ. Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модер­нисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подвержен­ные влиянию извне и изнутри. Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюро­кратическая сфера с ее вниманием к особенностям функционирова­ния действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руко­водством; роль элит и групп давления в формировании внешней по­литики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики. Повышенное внимание модернисты уделяют международ­ным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирова­ние мировой политики. Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эф­фективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов вза­имной зависимости. Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического де­ятеля Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве». Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, амери­канский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер. В трактовке отцов-основателей геополитики центральное ме­сто в детерминации международной политики того или иного госу­дарства отводилась его географическому положению. Смысл геопо­литики виделся в выдвижении на передний план пространственно­го, территориального начала. По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Ев­ропой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто уп­равляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австра­лия, Океания, Великобритания), родина либерализма. Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внеш­ней политики. Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики. Таковы основные теории внешней политики, лежащие в осно­ве политической науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной степени берутся на воору­жение политическими деятелями, оказывают влияние на формиро­вание внешнеполитического курса государств нашей планеты. Ра­зумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.

Литература;

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. — М., 1998. — С. 228—315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостра­тегические императивы. — М., 1998.

3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международ­но-политической теории).—М., 1990

4. Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 1996.


Сейчас читают про: