Принципы построения организационных структур управления:
• простота — обеспечение минимально возможного числа иерархических ступеней (уровней управления);
• адаптивность — способность изменяться в определенных пределах при изменении внешних и внутренних условий;
• структура предприятия должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной процессу производства и оказания услуг и меняться вместе с ними;
• структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий менеджеров, которые, в свою очередь, определяются политикой, процедурой, правилами и должностными инструкциями;
• при построении структур управления должен быть реализован принцип соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры конкретного сотрудника — с другой;
• каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой, т. е. недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами;
|
|
• иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более шести-восьми объектов;
• кратчайшие пути прохождения информации;
• разделение стратегических и оперативных функций.
Наиболее распространенные ошибки в построении организационных структур управления:
• наличие «дублирования» функций (одна и та же функция закреплена за разными структурными подразделениями);
• наличие функций управления, не закрепленных за каким-либо структурным подразделением (например, часто незакрепленной оказывается функция разработки кредитной политики, так как фирма не пользуется кредитами);
• превышение нормы управления (6—8 объектов управления);
• двойное подчинение (в турфирме так часто бывает с курьером, который подчинен практически всем сотрудникам).
На эффективность организационной структуры управления влияют:
• действительные взаимосвязи, возникающие между сотрудниками и их работой, что отражается в их должностных обязанностях;
• действующая политика руководства и методы, влияющие на поведение сотрудников;
• полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
Этапы совершенствования организационных структур управления:
1. Организационная диагностика (анализ закрепления функций управления за сотрудниками предприятия, выявление недостатков в организационной структуре (см. ошибки в построении организационных структур)).
2. Закрепление функций за конкретными подразделениями, сотрудниками (усовершенствованное), предусматривающее устранение ошибок, выявленных на предыдущем этапе.
|
|
3. Построение новой (проектируемой) схемы организационной структуры управления предприятием, внесение изменений в должностные инструкции сотрудников и «Положения о службах».
Оргдиагностика — комплекс мер по исследованию сложившейся на предприятии организационной структуры управления и выявлению ее достоинств и недостатков. Первым этапом орг- диагностики является самодиагностика. Самодиагностика не может быть окончательной — она дает первую информацию о проблемах в организации. Более обоснованную и доказательную картину можно получить только с помощью полной и всесторонней диагностики фирмы (возможно, с привлечением консультантов).
По результатам организационной диагностики может быть подготовлена матрица ответственности (табл. 5.7).
В процессе создания или последующего совершенствования организационной структуры управления разрабатываются положения о службах (структурном подразделении) и должностные инструкции сотрудников.
Положение о структурном подразделении является организационно-правовым документом (внутренним), определяющим:
• порядок создания подразделения;
Матрица ответственности (процессный подход)
• правовое положение подразделения в организационной структуре предприятия;
• задачи и функции подразделения;
• права подразделения;
• взаимоотношения с другими подразделениями предприятия;
• ответственность подразделения.
Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).